На своих коррекционных занятиях я отвожу особое место работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова. На одном из — «Деление слов на слоги» — учащиеся 2 класса закрепили умение деления слов на слоги.
Коррекционное занятие «Деление слов на слоги»
Цель: закрепление умения деления слов на слоги, опираясь на количество в нем гласных звуков и букв.
Лексическая тема: Обувь.
Грамматическая тема: написание сочетания ЧК.
Задачи:
1. Формировать умение делить слова на слоги, повторять способ деления слов на слоги.
2. Развивать умение составлять из слогов слова; развивать умение восстанавливать деформированное предложение; развивать зрительную память, внимание, логическое мышление; развивать устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать умение работать самостоятельно, умение слушать чужое высказывание, приучать детей высказывать свое мнение; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты:
- учащиеся закрепят умение делить слова на слоги;
- будут уметь по количеству гласных определять количество слогов;
- аргументировано отвечать и доказывать свое мнение, используя в своей речи развернутые предложения.
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
- игровые;
- личностно-ориентированная (индивидуальные задания);
- информационно- коммуникативная (использование мультимедийных средств обучения);
- проблемное обучение (частично-поисковое).
Оборудование: компьютеры у учащихся и педагога, графопроектор, зеркала, тетради, ручки, красный карандаш, простой карандаш.
Ресурсы: кленовые листочки с заданиями, листы с написанными словами и слогами, презентация «Деление слов на слоги» (Microsoft Office Powerpoint), задание для детей в электронном варианте «Предложение» ( Microsoft Office Word)
Структура занятия:
1. Организационный момент.
При входе в класс, дети берут цветные листочки и садятся за те столы, на которых лежат листочки такого же цвета. Проверка готовности к уроку.
2. Артикуляционная гимнастика .
3. Пальчиковая гимнастика.
4.Чтение стихотворения учителем.
Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
- О каком времени года говорится в стихотворении ?
- Осень приготовила вам в подарок эти замечательные листочки, но они не простые, а с заданиями.
5. Сообщение темы.
Первое задание.
- Выполнив первое задание, вы узнаете тему нашего занятия.
- Разделите карточки на две группы ( слова – слоги)
- Как назвать одним словом то, что вы отнесли к первой группе? Ко второй группе?
- Кто догадался, что мы будем с вами делать?
- Тема нашего занятия : «Деление слов на слоги».
- Что такое слог?
6. Второе задание: «Запрет» (чтение слогов в слоговой таблице)
ли |
тр |
тап |
ки |
ки |
туф |
лен |
сов |
пи |
ва |
ки |
нет |
дм |
ки |
крос |
ск |
7. Третье задание:
- Что можно составить из слогов?
(Работа с презентацией «Деление слов на слоги»; составление слов из слогов)
ли |
тап |
ки | |
ки |
туф
|
лен |
сов |
пи |
ва |
ки |
нет |
ки | крос |
- Найдите слог, который начинается с буквы Т и заканчивается буквой Ф.
- Из скольких слогов составите слово?
- Первый слог ТУФ, какое слово можно составить?
Составляются слова туфли, тапки, валенки, кроссовки, пинетки.
Чтение всех составленных слов по слогам.
- Назовите одним словом.
8. Четвертое задание: (работа в тетрадях)
- Запишите слова, которые составили, по памяти в тетрадь.
- Как определили количество слогов в слове?
- Обведите гласные буквы красным цветом, разделите слова черточками на слоги.
Проверка выполненного задания: проговорить слова по слогам, выделить гласные, указать количество слогов.
- Какую обувь вы еще знаете; определите количество слогов (устно).
9. Пятое задание.
- Посмотрите на слова в тетради. К каждому слову подберите однокоренное слово так, чтобы в нем было больше слогов.
- Запишите их рядом, обведите гласные красным цветом, разделите черточками на слоги. (Какое правило работает?). Сравнение количества слогов в парах слов.
10. Гимнастика для глаз.
11. Шестое здание. (устно)
– Догадайтесь, какой предмет спрятала осень.( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Детям показываются частично изображенные предметы)
- Проговорите слово по слогам, укажите количество слогов в слове.
Слова: галоши, сапоги, босоножки, сланцы.
- Как определили количество слогов в слове?
12. Физминутка.
- Встаньте те, у кого имя состоит из 2 слогов.
Похлопайте (потопайте, присядьте, наклонитесь в стороны, кивните) столько раз, сколько ….. изображено на картинке. ( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Показываются слайды, на которых изображено разное количество обуви. Например: четыре чешки, три балетки)
13. Седьмое задание. (Самостоятельная работа детей за компьютерами. Выполнение задания «Предложение». На мониторах дети видят разные по величине кеды, на которых написаны слова)
- Что можно составить из слов?
- Расставьте кеды от самого большого, до самого маленького. Если вы выполните задание правильно, то у вас получится предложение.
Проговаривание предложения, запись по памяти. Повторить правила написания предложений. Какое правило еще работает?
Задание: выделить гласные, разделить слова на слоги.
Взаимопроверка у компьютеров.
14. Итог занятия:
- Что делали на уроке?
- Что было легко, трудно?
- Как определили количество слогов в слове?
- Для чего мы учились делить слова на слоги ? (Почему важно уметь делить слова на слоги?)
- Оцените свою работу.
- Переверните листики на партах, что там написано? Назовите обувь, где количество слогов совпадает с цифрой на вашем листочке.
- Осень очень рада, что вы выполнили все ее задания и дарит вам свои угощения.
Список используемой и рекомендованной литературы:
1. Агранович З. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.- Санкт-Петербург, 2001.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М:ТЦ Сфера, 2007.
3. Волоскова Н.Н. трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов.- М., 1996.
4. Проворова М.Н.Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников. – Логопед, 2010, №6.
5. Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме. –Практическая психология логопедия, 2005, №3.
Виролайнен Е.В.,
учитель-логопед,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Олонца»