Коррекционно-логопедическое занятие по преодолению нарушений слоговой структуры слова у учащихся 2 класса общеобразовательной школы

На своих коррекционных занятиях я отвожу особое место работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова. На одном из — «Деление слов на слоги» — учащиеся 2 класса закрепили умение деления слов на слоги.

Коррекционное занятие «Деление слов на слоги»

Цель: закрепление умения деления слов на слоги, опираясь на количество в нем гласных звуков и букв.

Лексическая тема: Обувь.

Грамматическая тема: написание сочетания ЧК.

Задачи:

1. Формировать умение делить слова на слоги, повторять способ деления слов на слоги.

2. Развивать умение составлять из слогов слова; развивать умение восстанавливать деформированное предложение; развивать зрительную память, внимание, логическое мышление; развивать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно, умение слушать чужое высказывание, приучать детей высказывать свое мнение; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты:

- учащиеся закрепят умение делить слова на слоги;
- будут уметь по количеству гласных определять количество слогов;
- аргументировано отвечать и доказывать свое мнение, используя в своей речи развернутые предложения.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
- игровые;
- личностно-ориентированная (индивидуальные задания);
- информационно- коммуникативная (использование мультимедийных средств обучения);
- проблемное обучение (частично-поисковое).

Оборудование: компьютеры у учащихся и педагога, графопроектор, зеркала, тетради, ручки, красный карандаш, простой карандаш.

Ресурсы: кленовые листочки с заданиями, листы с написанными словами и слогами, презентация «Деление слов на слоги» (Microsoft Office Powerpoint), задание для детей в электронном варианте «Предложение» ( Microsoft Office Word)

Структура занятия:

1. Организационный момент.

При входе в класс, дети берут цветные листочки и садятся за те столы, на которых лежат листочки такого же цвета. Проверка готовности к уроку.

2. Артикуляционная гимнастика .

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Чтение стихотворения учителем.

Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

- О каком времени года говорится в стихотворении ?

- Осень приготовила вам в подарок эти замечательные листочки, но они не простые, а с заданиями.

5. Сообщение темы.

Первое задание.

- Выполнив первое задание, вы узнаете тему нашего занятия.
- Разделите карточки на две группы ( слова – слоги)
- Как назвать одним словом то, что вы отнесли к первой группе? Ко второй группе?
- Кто догадался, что мы будем с вами делать?
- Тема нашего занятия : «Деление слов на слоги».
- Что такое слог?

6. Второе задание: «Запрет» (чтение слогов в слоговой таблице)

ли

тр

тап

ки

ки

туф

лен

сов

пи

ва

ки

нет

дм

ки

крос

ск

7. Третье задание:

- Что можно составить из слогов?

(Работа с презентацией «Деление слов на слоги»; составление слов из слогов)

ли

тап

ки

ки

туф

 

лен

сов

пи

ва

ки

нет

ки крос

- Найдите слог, который начинается с буквы Т и заканчивается буквой Ф.

- Из скольких слогов составите слово?

- Первый слог ТУФ, какое слово можно составить?

Составляются слова туфли, тапки, валенки, кроссовки, пинетки.

Чтение всех составленных слов по слогам.

- Назовите одним словом.

8. Четвертое задание: (работа в тетрадях)

- Запишите слова, которые составили, по памяти в тетрадь.

- Как определили количество слогов в слове?

- Обведите гласные буквы красным цветом, разделите слова черточками на слоги.

Проверка выполненного задания: проговорить слова по слогам, выделить гласные, указать количество слогов.

- Какую обувь вы еще знаете; определите количество слогов (устно).

9. Пятое задание.

- Посмотрите на слова в тетради. К каждому слову подберите однокоренное слово так, чтобы в нем было больше слогов.

- Запишите их рядом, обведите гласные красным цветом, разделите черточками на слоги. (Какое правило работает?). Сравнение количества слогов в парах слов.

10. Гимнастика для глаз.

11. Шестое здание. (устно)

– Догадайтесь, какой предмет спрятала осень.( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Детям показываются частично изображенные предметы)

- Проговорите слово по слогам, укажите количество слогов в слове.

Слова: галоши, сапоги, босоножки, сланцы.

- Как определили количество слогов в слове?

12. Физминутка.

- Встаньте те, у кого имя состоит из 2 слогов.

Похлопайте (потопайте, присядьте, наклонитесь в стороны, кивните) столько раз, сколько ….. изображено на картинке. ( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Показываются слайды, на которых изображено разное количество обуви. Например: четыре чешки, три балетки)

13. Седьмое задание. (Самостоятельная работа детей за компьютерами. Выполнение задания «Предложение». На мониторах дети видят разные по величине кеды, на которых написаны слова)

- Что можно составить из слов?

- Расставьте кеды от самого большого, до самого маленького. Если вы выполните задание правильно, то у вас получится предложение.

Составь предложение
Проговаривание предложения, запись по памяти. Повторить правила написания предложений. Какое правило еще работает?

Задание: выделить гласные, разделить слова на слоги.

Взаимопроверка у компьютеров.

14. Итог занятия:

- Что делали на уроке?

- Что было легко, трудно?

- Как определили количество слогов в слове?

- Для чего мы учились делить слова на слоги ? (Почему важно уметь делить слова на слоги?)

- Оцените свою работу.

- Переверните листики на партах, что там написано? Назовите обувь, где количество слогов совпадает с цифрой на вашем листочке.

- Осень очень рада, что вы выполнили все ее задания и дарит вам свои угощения.

Список используемой и рекомендованной литературы:

1. Агранович З. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.- Санкт-Петербург, 2001.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М:ТЦ Сфера, 2007.
3. Волоскова Н.Н. трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов.- М., 1996.
4. Проворова М.Н.Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников. – Логопед, 2010, №6.
5. Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме. –Практическая психология логопедия, 2005, №3.

Виролайнен Е.В.,
учитель-логопед,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Олонца»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.