Коррекционно-логопедическое занятие по преодолению нарушений слоговой структуры слова у учащихся 2 класса общеобразовательной школы

На своих коррекционных занятиях я отвожу особое место работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова. На одном из — «Деление слов на слоги» — учащиеся 2 класса закрепили умение деления слов на слоги.

Коррекционное занятие «Деление слов на слоги»

Цель: закрепление умения деления слов на слоги, опираясь на количество в нем гласных звуков и букв.

Лексическая тема: Обувь.

Грамматическая тема: написание сочетания ЧК.

Задачи:

1. Формировать умение делить слова на слоги, повторять способ деления слов на слоги.

2. Развивать умение составлять из слогов слова; развивать умение восстанавливать деформированное предложение; развивать зрительную память, внимание, логическое мышление; развивать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно, умение слушать чужое высказывание, приучать детей высказывать свое мнение; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты:

- учащиеся закрепят умение делить слова на слоги;
- будут уметь по количеству гласных определять количество слогов;
- аргументировано отвечать и доказывать свое мнение, используя в своей речи развернутые предложения.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
- игровые;
- личностно-ориентированная (индивидуальные задания);
- информационно- коммуникативная (использование мультимедийных средств обучения);
- проблемное обучение (частично-поисковое).

Оборудование: компьютеры у учащихся и педагога, графопроектор, зеркала, тетради, ручки, красный карандаш, простой карандаш.

Ресурсы: кленовые листочки с заданиями, листы с написанными словами и слогами, презентация «Деление слов на слоги» (Microsoft Office Powerpoint), задание для детей в электронном варианте «Предложение» ( Microsoft Office Word)

Структура занятия:

1. Организационный момент.

При входе в класс, дети берут цветные листочки и садятся за те столы, на которых лежат листочки такого же цвета. Проверка готовности к уроку.

2. Артикуляционная гимнастика .

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Чтение стихотворения учителем.

Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

- О каком времени года говорится в стихотворении ?

- Осень приготовила вам в подарок эти замечательные листочки, но они не простые, а с заданиями.

5. Сообщение темы.

Первое задание.

- Выполнив первое задание, вы узнаете тему нашего занятия.
- Разделите карточки на две группы ( слова – слоги)
- Как назвать одним словом то, что вы отнесли к первой группе? Ко второй группе?
- Кто догадался, что мы будем с вами делать?
- Тема нашего занятия : «Деление слов на слоги».
- Что такое слог?

6. Второе задание: «Запрет» (чтение слогов в слоговой таблице)

ли

тр

тап

ки

ки

туф

лен

сов

пи

ва

ки

нет

дм

ки

крос

ск

7. Третье задание:

- Что можно составить из слогов?

(Работа с презентацией «Деление слов на слоги»; составление слов из слогов)

ли

тап

ки

ки

туф

 

лен

сов

пи

ва

ки

нет

ки крос

- Найдите слог, который начинается с буквы Т и заканчивается буквой Ф.

- Из скольких слогов составите слово?

- Первый слог ТУФ, какое слово можно составить?

Составляются слова туфли, тапки, валенки, кроссовки, пинетки.

Чтение всех составленных слов по слогам.

- Назовите одним словом.

8. Четвертое задание: (работа в тетрадях)

- Запишите слова, которые составили, по памяти в тетрадь.

- Как определили количество слогов в слове?

- Обведите гласные буквы красным цветом, разделите слова черточками на слоги.

Проверка выполненного задания: проговорить слова по слогам, выделить гласные, указать количество слогов.

- Какую обувь вы еще знаете; определите количество слогов (устно).

9. Пятое задание.

- Посмотрите на слова в тетради. К каждому слову подберите однокоренное слово так, чтобы в нем было больше слогов.

- Запишите их рядом, обведите гласные красным цветом, разделите черточками на слоги. (Какое правило работает?). Сравнение количества слогов в парах слов.

10. Гимнастика для глаз.

11. Шестое здание. (устно)

– Догадайтесь, какой предмет спрятала осень.( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Детям показываются частично изображенные предметы)

- Проговорите слово по слогам, укажите количество слогов в слове.

Слова: галоши, сапоги, босоножки, сланцы.

- Как определили количество слогов в слове?

12. Физминутка.

- Встаньте те, у кого имя состоит из 2 слогов.

Похлопайте (потопайте, присядьте, наклонитесь в стороны, кивните) столько раз, сколько ….. изображено на картинке. ( Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Показываются слайды, на которых изображено разное количество обуви. Например: четыре чешки, три балетки)

13. Седьмое задание. (Самостоятельная работа детей за компьютерами. Выполнение задания «Предложение». На мониторах дети видят разные по величине кеды, на которых написаны слова)

- Что можно составить из слов?

- Расставьте кеды от самого большого, до самого маленького. Если вы выполните задание правильно, то у вас получится предложение.

Составь предложение
Проговаривание предложения, запись по памяти. Повторить правила написания предложений. Какое правило еще работает?

Задание: выделить гласные, разделить слова на слоги.

Взаимопроверка у компьютеров.

14. Итог занятия:

- Что делали на уроке?

- Что было легко, трудно?

- Как определили количество слогов в слове?

- Для чего мы учились делить слова на слоги ? (Почему важно уметь делить слова на слоги?)

- Оцените свою работу.

- Переверните листики на партах, что там написано? Назовите обувь, где количество слогов совпадает с цифрой на вашем листочке.

- Осень очень рада, что вы выполнили все ее задания и дарит вам свои угощения.

Список используемой и рекомендованной литературы:

1. Агранович З. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.- Санкт-Петербург, 2001.
2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М:ТЦ Сфера, 2007.
3. Волоскова Н.Н. трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов.- М., 1996.
4. Проворова М.Н.Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников. – Логопед, 2010, №6.
5. Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме. –Практическая психология логопедия, 2005, №3.

Виролайнен Е.В.,
учитель-логопед,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Олонца»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.