В целях повышения творческой активности учителей-логопедов дошкольных учреждений, закрепления умения коллективно находить решения поставленных задач и создания обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, предлагаем вашему вниманию авторскую деловую игру «Логопедический калейдоскоп».
«Только творческий педагог может развить
творческое начало в ребенке»
В. А. Сухомлинский
1 тур «Конкурс смекалистых»
Все участники разбиваются на две команды и выбирают себе название. Ведущий в быстром темпе задает вопросы по очереди каждой команде. Игроки должны быстро дать правильный ответ. Если команда за 5 секунд не дает правильного ответа, ход переходит к следующей команде.
• Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
• Может ли страус назвать себя птицей? (нет, т.к. не умеет разговаривать)
• Постоянный обитатель крыш, швед по национальности? (Карлсон)
• Ученый, увидевший насквозь все человечество? (Рентген)
Необходимо заменить предложение пословицей.
• Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
• Не болтай. (Держи язык за зубами.)
• Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.)
• Беречь время. (Делу время, потехе час.)
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
2 тур «Логопедический кроссворд»
В конкурсе принимают участие команды в полном составе. На подготовку дается 3 минуты.
Задание: На каждую букву ключевого слова кроссворда подобрать признаки, обозначающие профессиональные качества учителя логопеда.
Например:
- Любящий
- кОммуникативный
- Гуманный
- тОлерантный
- Пунктуальный
- крЕативный
- милосерДный
Оцениваются:
- оригинальность;
- скорость.
3 тур «Сундучок профессиональных идей»
Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе логопеда данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.). Предметы предлагаются в сундучке на выбор.
Оцениваются:
- многофункциональность;
- четкость объяснения;
- оригинальность.
4 тур «Конкурс эрудитов»
Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты.
Оцениваются:
- правильность педагогического решения;
- четкость объяснения.
(Фрагменты бесед в приложении)
5 тур «Конкурс скороговорок»
Участвуют по одному человеку от каждой команды. Задания предлагаются на выбор (корзинка с муляжами фруктов, внутри которых находятся тексты со скороговорками).
Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Другая команда должна быстро отгадать интонацию.
• От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)
• Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)
• Валерий кавалерию раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)
• Добры бобры идут в боры,
Идут бобры в сыры боры,
Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)
Оцениваются:
- правильность показа;
- артистичность;
- правильность ответов.
Примечание:
Для заполнения пауз при подготовке участников к тому или иному конкурсу болельщикам предлагается поучаствовать в конкурсе «Логопедический кроссворд», конкурсе скороговорок. Эти конкурсы также оцениваются, заработанные баллы переводят в актив команды, за которую они болеют.
Приложение.
Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.
1 вариант.
Логопед: Здравствуйте!
Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить.
Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?
Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?
Родитель: Сережа.
Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?
Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.
Логопед: Да уж…
Родитель: А как же нам быть?
Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то заторможенный. Ведет себя нормально?
Родитель: Да. А что вы имеете в виду?
Логопед: Ладно, не важно.
2 вариант.
Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы?
Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья.
Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку).
Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой.
Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой.
Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести.
Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит.
Ребенок плачет.
Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.
Авторы:
1. Полякевич Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория.
2. Брянская Нелли Ивановна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория.
МБДОУ № 32 «Айболит», Иркутская область, г. Усть-Илимск
Отличная игра! Очень понравилось, особенно приложение ) 90% логопедов так себя и ведут )))
Ну уж не 90%. А так, конечно, встречаются отдельные экземпляры. И да, хорошая викторина, спасибо!