Демонстрационный материал к упражнениям по развитию зрительно-пространственного восприятия (на материале небуквенных изображений предметов, фигур).
1. Демонстрационные таблицы:
- «Найди и назови» — направлена на повторение и закрепление обобщающих понятий, предлогов пространственного значения над, под, между. Дети усваивают такие понятия, как верхний, средний, нижний (ряд), справа, слева.
- «Найди фигуру» — направлена на закрепление сенсорных навыков (цвет, форма)
- «Назови детеныша и его маму».
2. «Собери такую же цепочку» — по образцу из геометрических фигур.
3. «На кого похожи облака?» — задания: «Покажи облако, которое находится в центре. На кого оно похоже? На кого похоже облако, которое находится слева от облака- «жирафа»?» И т.д.
3. «Портрет семьи» — определить, какая из картин портретов находится на мольберте у художника.
4. «Люди и события» — слева изображены те, кто смотрит, а справа то, что они смотрят. Кто куда смотрит? Кто что видит?
5. «Кто от кого убегает?» — три картинки с изображением лягушки, догоняющей бабочку, которых разделяют дорожки с разным геометрическим рисунком на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Они должны найти картинку со своей дорожкой и составить предложение:
«Бабочка улетает от лягушки». Аналогичные картинки насекомое уползает от птицы, заяц убегает от волка и т.п.
6. Ориентировка по направлению (с помощью стрелок). Ребенок располагает действующих лиц, предметы на ковролине, проговаривает его направление, показывает стрелкой.
Игровые упражнения на закрепление оптического образа букв
1. Демонстрационная таблица «Найди и назови букву» — показать и назвать букву третью в верхнем ряду. Какая буква находится под буквой А, между буквами П и З. И т.д.
2. «Водяная потеха на озере»- из воды торчат буквы – «островки», по ним надо перебраться с одного берега на другой. Но не все «островки» надеж- ные. Некоторые переворачиваются, а некоторые не переворачиваются.
Попросить ребенка приложить зеркало снизу «островка» и посмотреть зеркальное отражение букв на воде. Если торчащие из воды «островки» с их зеркальным отражением образуют букву, это надежные «островки», если нет, то на него не надо наступать.
3. Рисование букв на песке, выкладывание букв палочками на песке:
4. «Живые буквы» — телопластика:
5. «Буквенный конструктор» — конструирование букв из элементов:
6. «Найди элементы заданной буквы» — карточка с элементами букв. Логопед называет одну из изученных букв и дает задание ребенку закрыть кружочком все элементы, которые составляют эту букву.
7. «Угадай, кто Митя, а кто Лёня?» — изображения двух мальчиков, у которых шляпы, воротнички, манжеты отличаются. У одного из них они сходны с буквой Л, а у другого — с буквой М. Дети должны по внешним признакам определить, кто из них Митя, а кто Лёня.
8. «Путаница» — предложить детям рисунок, на фрагментах которого изображены изученные буквы в различных вариантах (письменные и печатные).
Дать задание детям – раскрасить только те фрагменты рисунка, на которых изображена буква Уу. Аналогично с Ии, Пп, Тт, М м.
9. «Найди на картинке спрятавшиеся буквы. Сосчитай их».
Изображена шуба с элементами, похожими на букву С.
10. «Веселый домик» — изображение домика, элементы которого состоят из букв Т, Д. Предложить ребенку найти буквы в рисунке.
11. «Покажи букву» — на доске лист с написанными на нем буквами З-Ж различной высоты, длинны и ширины. Дети должны выбрать самую широкую букву, обозначающую звук З, самую высокую букву, обозначающую звук Ж . И
Подготовили:
1) Зяблицкая Алена Андреевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
2) Парипса Ольга Богдановна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории.
Киселевск, 2013 г.
Список литературы:
1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.- М.:Просвещение,1991.- 224с.
2. Калиниченко, С. А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР // Дошкольная педагогика /Март Апрель/ 2006.
3. Логопедия :Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.- (Коррекционная педагогика).
4. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 64 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 10)
5. Поваляева,М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов/ Под. общ. ред. М.А.Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия».– Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002. – 352 с.
6. Харебашвили, Ю.А. Развитие зрительно-пространственного восприятия у дошкольников с ОНР// Логопед: научно-метод. журнал. 2006, №3 – с. 128