Конспект логопедического занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности.
Тема: «Деревья. Словообразование»
Цели:
- Активизация и расширение словаря по теме «Деревья». Закрепить знания о деревьях, их названия, названия частей дерева.
- Учить образовывать относительные прилагательные от названия деревьев.
- Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
- Развитие логического мышления, слуховой памяти, зрительного внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики.
- Воспитывать активность внимания, умение выполнять задание в команде, слушать и слышать высказывания сверстников.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу. Повтори за мной и назови свое дерево. Логопед — «Клен».
1-й ребенок -«Клен, рябина».
2-й ребенок -«Клен, рябина, дуб» и так далее.
2. «Куда пойдешь, какое дерево найдешь»?
Ответы детей: «Налево (прямо, направо, назад) пойду – дуб найду» и т.д.
3. Дети садятся за стол. Игра «Отгадай».
- Чем покрыты летом ветки дерева?
- Правильно — листьями. И такие деревья называются «лиственные». Повторите.
- Чем покрыты ветки сосны, ели?
- Правильно, иголками или хвоей. И такие деревья называются «хвойные». Повторите.
- На них набухают почки, и растут листья или иголки?
- Под землей их у дерева много?
- Она покрывает ствол дерева?
- Правильно, это кора. Подойдите ко мне и потрогайте кору сосны, она на ощупь какая?
- А вот кора березы. Она на ощупь какая?
Молодцы, вы правильно назвали все части дерева.
4. Дети делятся на две команды. У каждой команды части дерева (корни, ствол, ветки, листья либо иголки). Каждая команда собирает свое дерево. И называет, какое оно, если у него листья или хвоя.
5. «Какое слово лишнее?»
- ствол, береза, корень, ветка.
- иголки, сосна, дуб, рябина.
6. Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять!
Загибают пальцы по одному .
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулаки.
Рябиновый, дубовый.
Березовый, кленовый, ивовый
Загибают пальцы по одному.
Все листочки соберем
Сжимают и разжимают кулаки
А потом домой пойдем
Пальчики «бегут» по столу.
7.У каждого ребенка карточка и карандаш.
- Соедини точки и скажи, чей лист? (лист рябиновый и т.д.)
- «Пройди по дорожке» и скажи, ветка чья? (ветка дубовая), полено чьё? (полено кленовое) и т.д.
8. Физкультминутка.
На поляне дуб стоит,
(Стоят прямо, ноги вместе)
Во все стороны глядит.
(Повороты туловищем, не сдвигая ног с места)
Ветки к солнцу свои тянет,
(Поднимают руки вверх)
Ветер часто дуб качает.
(Качаются с поднятыми руками вправо — влево)
Дуб к земле от от ветра гнется,
(Руки на поясе, наклоны вперед-назад)
Но нисколько не сдается.
(Выпрямляются и стоят прямо).
9. «Подбери слово правильно».
На доске три картинки: лист, ветка, полено.
- Какое слово подходит: рябиновая …, березовый …, дубовое … и т.д.
10. «Парочки».
Половина детей получает карточки с изображением дерева, другая половина карточки с изображением: желудей, шишек, ягод, сережек.
- Найдите свою парочку и объясните, чьи плоды и семена?
Ответы детей: «Мы парочка, потому что желуди дубовые» и т.д.
11. «Деформированное предложение.»
Исправь ошибку: С дерева упал березовая лист. Я разрубил дубовая полено. От ветра сломалась кленовый ветка. Мы собираем сосновое шишки.
12. Итог логопедического занятия.
Сохолтуева Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №28″,
г. Петропавловск-Камчатский
Наталья, очень понравился Ваш конспект, обязательно возьму на заметку в своей работе.