Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

Обучение письму и чтениюАннотация: В данном проекте Вы найдете ответы на вопросы ребенка: «Почему мы пишем буквами? Откуда появилось письмо? Как можно по-разному написать письмо?». Практическая значимость данного проекта: вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.

Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

Вид проекта:

  • исследовательский.

По исполнению проект:

  • детско – родительский.

Проблема. Дети в подготовительной группе учатся читать. В процессе выполнения задания, Настя задала вопрос: «Алла Анатольевна, а почему мы пишем буквами?». Ребёнок был заинтересован получить ответ на свой вопрос.

Цель проекта:

  • изучить разные виды письменной речи.

Гипотеза проекта:

  • буквенное письмо является самым легким, быстрым, понятным видом письменной речи, поэтому «мы пишем буквами».

Задачи проекта:

  • Найти информацию о разных видах письменной речи.
  • Изучить историю развития письменности.
  • Опробировать разные виды письменной речи.
  • Доказать, что буквенное письмо наиболее эффективно.

Методы исследования:

  • наглядные (демонстрация рисунков, презентации, просмотр мультфильма),
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),
  • практические (изучение литературы, оформление творческих работ, экскурсия, организация выставки, разработка презентации).

Участники проекта:

  • дошкольница подготовительной группы, семья ребёнка, учитель – логопед Савачаева А. А., учитель русского языка.

Ожидаемые результаты.

  • Настя узнает о разных видах письменной речи и сможет рассказать об этом своим сверстникам.

Продукт проекта:

  • Презентация «Я пишу письма».
  • Выставка писем Насти, написанных разными видами письменной речи.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

  • создание проблемной ситуации;
  • выбор темы проекта.

2. Целеполагание:

  • постановка цели;
  • формулирование задач.

3. Планирование:

  • построение плана совместной деятельности;
  • выбор варианта исследования;
  • продумывание хода исследования.

4. Исполнительский:

  • Сбор информации о разных видах письменной речи.
  • Изучение истории развития письменности.
  • Опробирование разных видов письменной речи.
  • Экскурсия в кабинет русского языка в начальной школе.
  • Изучение истории буквенного письма (презентация и теоретический материал подготовлены учителем русского языка).

5. Презентационный:

  • Составление презентации «Я пишу письмо».
  • Организация выставки писем.
  • Защита проекта перед детьми своей группы.

Практическая значимость проекта:

  • вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.

Литература:

  1. Статья в интернете Этапы формирования письменности.
  2. Письменность — Википедия
  3. Статья в интернете Основные этапы развития письма.
  4. Коровкин, Ф.П.: История Древнего мира. Учебник для 5 класса.
  5. Ледниковый период. Мультфильм

Описание проекта

- Раньше я просила маму прочитать мне книжку, а сейчас я сама умею читать. Алла Анатольевна, а почему пишут буквами? Как буквы придумали?

- Настя, ты хочешь об этом узнать?

- Да.

С этого разговора и началась наша работа. Алла Анатольевна предложила нам с мамой создать проект «Почему мы пишем буквами?», а потом обо всём рассказать ребятам из группы.

Предметное письмо. Сначала мы решили узнать, а как же раньше писали письма. Мой брат рассказал мне, что они по истории изучали, как древние предки рисовали на скалах рисунки и таким образом они о чем-то рассказывали другим людям. Мы с мамой сели за компьютер, и мама в интернете нашла информацию об истории развития письма.

Мой брат оказался прав, в древности писали рисунками. Но это был уже второй этап, а первый этап – это предметное письмо. Мама прочитала мне легенду о царе Дирии (см. Приложение№1), и я захотела написать такое необычное письмо. Мы посоветовались с Аллой Анатольевной, и она предложила нам «написать» предметное письмо воспитателю Ольге Витальевне и выяснить «плюсы» и «минусы» такого письма. Я предложила положить в коробочку ручку, ведь мы пишем ручкой. Я сказала: «Алла Анатольевна, смотрите, как интересно. Я беру ручку в ручку». Мы решили, что наше письмо будет сообщать, что слово «ручка» может обозначать разные предметы (часть тела, учебная принадлежность, часть двери), а Ольга Витальевна поняла, что мы хотим сообщить ей какую-то новость.

Вывод: Предметное письмо не передаёт точную информацию, каждый человек может понять её по-своему. Предметы могут быть разного размера, а носить их неудобно. Предметное письмо мне не понравилось.

Пиктографическое письмо. Алла Анатольевна предложила нашей семье в выходные дни посмотреть мультфильм «Ледниковый период». В этом мультфильме я увидела, как первобытные люди писали рисунками. Брат сказал мне, что это пиктограммы. Я рассказала Алле Анатольевне о мультфильме, и мне захотелось попробовать написать картинками письмо маме, рассказать ей о том, чем я занималась в садике. Мама «прочитала» моё письмо. Дома мы «написали» письмо Алле Анатольевне.

Вывод: Я писала пиктограммами долго. У меня устала рука. Некоторые слова (дружба) я не знала, как нарисовать. Письмо пиктограммами не всегда понятно. Такое письмо мне не понравилось.

Иероглифическое письмо. Самым трудным письмом для меня было письмо значками – иероглифами. Мама рассказала мне, что иероглифами писали и раньше, и сейчас пишут, например, в Китае, Японии. Мы нашли в книжечке страничку, написанную на китайском языке. Я увидела, что иероглифов много и они похожи друг на друга.

Алла Анатольевна подготовила для нас письмо, написанное иероглифами, но предупредила, что мне нужна будет помощь мамы. В этом письме было много маленьких картинок и значков.

Вывод: Моя мама – учитель иностранных языков, и она сказала мне, что китайский и японский языки – самые сложные, потому что иероглифов много и их трудно запомнить. Может мне стать учителем японского языка? Слоговое письмо. В слоговом письме каждый знак – это слог.

Вывод: Письмо становится легче и понятнее, но мне потребовалась помощь мамы.

Буквенное письмо. Алла Анатольевна повела меня на экскурсию в начальную школу в кабинет русского языка. На стене я увидела знакомые мне буквы. В кабинете нас ждала учительница. Она рассказала и показала мне, что буквы не всегда выглядели так, как сейчас: некоторых букв больше нет в алфавите, какие-то пишутся иначе. Я узнала много нового от учителя русского языка и поняла, что самое простое и понятное письмо – это письмо буквами.

Вывод: Буквы легко запомнить и написать. Письмо, написанное буквами понятно всем, поэтому мы и пишем буквами.

Мне очень хотелось рассказать ребятам, как появилось письмо, показать свои работы.

Теперь и ребята знают, почему мы пишем буквами.

Приложение №1.

Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Савачаева Алла Анатольевна,
учитель-логопед,
Структурное подразделение «Детский сад «Пчёлка»
ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с.Савруха,
Самарская обл., Похвистневский р-он, с.Савруха

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.