Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

Обучение письму и чтениюАннотация: В данном проекте Вы найдете ответы на вопросы ребенка: «Почему мы пишем буквами? Откуда появилось письмо? Как можно по-разному написать письмо?». Практическая значимость данного проекта: вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.

Детский проект «Почему мы пишем буквами?»

Вид проекта:

  • исследовательский.

По исполнению проект:

  • детско – родительский.

Проблема. Дети в подготовительной группе учатся читать. В процессе выполнения задания, Настя задала вопрос: «Алла Анатольевна, а почему мы пишем буквами?». Ребёнок был заинтересован получить ответ на свой вопрос.

Цель проекта:

  • изучить разные виды письменной речи.

Гипотеза проекта:

  • буквенное письмо является самым легким, быстрым, понятным видом письменной речи, поэтому «мы пишем буквами».

Задачи проекта:

  • Найти информацию о разных видах письменной речи.
  • Изучить историю развития письменности.
  • Опробировать разные виды письменной речи.
  • Доказать, что буквенное письмо наиболее эффективно.

Методы исследования:

  • наглядные (демонстрация рисунков, презентации, просмотр мультфильма),
  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),
  • практические (изучение литературы, оформление творческих работ, экскурсия, организация выставки, разработка презентации).

Участники проекта:

  • дошкольница подготовительной группы, семья ребёнка, учитель – логопед Савачаева А. А., учитель русского языка.

Ожидаемые результаты.

  • Настя узнает о разных видах письменной речи и сможет рассказать об этом своим сверстникам.

Продукт проекта:

  • Презентация «Я пишу письма».
  • Выставка писем Насти, написанных разными видами письменной речи.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

  • создание проблемной ситуации;
  • выбор темы проекта.

2. Целеполагание:

  • постановка цели;
  • формулирование задач.

3. Планирование:

  • построение плана совместной деятельности;
  • выбор варианта исследования;
  • продумывание хода исследования.

4. Исполнительский:

  • Сбор информации о разных видах письменной речи.
  • Изучение истории развития письменности.
  • Опробирование разных видов письменной речи.
  • Экскурсия в кабинет русского языка в начальной школе.
  • Изучение истории буквенного письма (презентация и теоретический материал подготовлены учителем русского языка).

5. Презентационный:

  • Составление презентации «Я пишу письмо».
  • Организация выставки писем.
  • Защита проекта перед детьми своей группы.

Практическая значимость проекта:

  • вызвать у ребёнка интерес к письменной речи, создать положительную мотивацию к школьному обучению, а именно, к урокам русского языка и литературного чтения. Умение выступать перед другими детьми, рассказывать о проделанной работе способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка.

Литература:

  1. Статья в интернете Этапы формирования письменности.
  2. Письменность — Википедия
  3. Статья в интернете Основные этапы развития письма.
  4. Коровкин, Ф.П.: История Древнего мира. Учебник для 5 класса.
  5. Ледниковый период. Мультфильм

Описание проекта

- Раньше я просила маму прочитать мне книжку, а сейчас я сама умею читать. Алла Анатольевна, а почему пишут буквами? Как буквы придумали?

- Настя, ты хочешь об этом узнать?

- Да.

С этого разговора и началась наша работа. Алла Анатольевна предложила нам с мамой создать проект «Почему мы пишем буквами?», а потом обо всём рассказать ребятам из группы.

Предметное письмо. Сначала мы решили узнать, а как же раньше писали письма. Мой брат рассказал мне, что они по истории изучали, как древние предки рисовали на скалах рисунки и таким образом они о чем-то рассказывали другим людям. Мы с мамой сели за компьютер, и мама в интернете нашла информацию об истории развития письма.

Мой брат оказался прав, в древности писали рисунками. Но это был уже второй этап, а первый этап – это предметное письмо. Мама прочитала мне легенду о царе Дирии (см. Приложение№1), и я захотела написать такое необычное письмо. Мы посоветовались с Аллой Анатольевной, и она предложила нам «написать» предметное письмо воспитателю Ольге Витальевне и выяснить «плюсы» и «минусы» такого письма. Я предложила положить в коробочку ручку, ведь мы пишем ручкой. Я сказала: «Алла Анатольевна, смотрите, как интересно. Я беру ручку в ручку». Мы решили, что наше письмо будет сообщать, что слово «ручка» может обозначать разные предметы (часть тела, учебная принадлежность, часть двери), а Ольга Витальевна поняла, что мы хотим сообщить ей какую-то новость.

Вывод: Предметное письмо не передаёт точную информацию, каждый человек может понять её по-своему. Предметы могут быть разного размера, а носить их неудобно. Предметное письмо мне не понравилось.

Пиктографическое письмо. Алла Анатольевна предложила нашей семье в выходные дни посмотреть мультфильм «Ледниковый период». В этом мультфильме я увидела, как первобытные люди писали рисунками. Брат сказал мне, что это пиктограммы. Я рассказала Алле Анатольевне о мультфильме, и мне захотелось попробовать написать картинками письмо маме, рассказать ей о том, чем я занималась в садике. Мама «прочитала» моё письмо. Дома мы «написали» письмо Алле Анатольевне.

Вывод: Я писала пиктограммами долго. У меня устала рука. Некоторые слова (дружба) я не знала, как нарисовать. Письмо пиктограммами не всегда понятно. Такое письмо мне не понравилось.

Иероглифическое письмо. Самым трудным письмом для меня было письмо значками – иероглифами. Мама рассказала мне, что иероглифами писали и раньше, и сейчас пишут, например, в Китае, Японии. Мы нашли в книжечке страничку, написанную на китайском языке. Я увидела, что иероглифов много и они похожи друг на друга.

Алла Анатольевна подготовила для нас письмо, написанное иероглифами, но предупредила, что мне нужна будет помощь мамы. В этом письме было много маленьких картинок и значков.

Вывод: Моя мама – учитель иностранных языков, и она сказала мне, что китайский и японский языки – самые сложные, потому что иероглифов много и их трудно запомнить. Может мне стать учителем японского языка? Слоговое письмо. В слоговом письме каждый знак – это слог.

Вывод: Письмо становится легче и понятнее, но мне потребовалась помощь мамы.

Буквенное письмо. Алла Анатольевна повела меня на экскурсию в начальную школу в кабинет русского языка. На стене я увидела знакомые мне буквы. В кабинете нас ждала учительница. Она рассказала и показала мне, что буквы не всегда выглядели так, как сейчас: некоторых букв больше нет в алфавите, какие-то пишутся иначе. Я узнала много нового от учителя русского языка и поняла, что самое простое и понятное письмо – это письмо буквами.

Вывод: Буквы легко запомнить и написать. Письмо, написанное буквами понятно всем, поэтому мы и пишем буквами.

Мне очень хотелось рассказать ребятам, как появилось письмо, показать свои работы.

Теперь и ребята знают, почему мы пишем буквами.

Приложение №1.

Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Савачаева Алла Анатольевна,
учитель-логопед,
Структурное подразделение «Детский сад «Пчёлка»
ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с.Савруха,
Самарская обл., Похвистневский р-он, с.Савруха

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.