У ребенка с ОНР помимо нарушений всех компонентов речевой системы — фонетики, лексики, грамматики, связной речи — прослеживается и недостаточная сформированность психических процессов — памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал.
Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие?
Для этого существует много методов и приемов. Один из них — дидактическая игра.
Предлагаем вашему вниманию разработанные игры, которые мы используем уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
Игры, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания.
Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.
Ценность этих дидактических игр заключается в том, что они могут использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп.
Таким образом, игры сделают содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников.
Дидактическая игра «Гусеница»
Цели:
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать координацию и равновесие.
4. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).
Дети идут по кругу спиной вперёд. Логопед называет разные слова, услышав слово с заданным звуком, дети разводят руки в стороны и становятся на одну ногу (варианты: руки вверх и присесть и т. д. или дать точные указания встать на левую или правую ногу).
Дидактическая игра «Тяни-толкай»
Цели:
1. Развивать речевое дыхание.
2. Учить дифференцировать звуки речи.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать координацию и равновесие.
5. Формировать умения ориентироваться в пространстве относительно себя (своего тела).
Дети стоят друг за другом. Логопед называет слова на один заданный звук. Дети делают шаг вперёд и хлопок руками перед собой. На другой заданный звук, два шага назад и хлопают над головой.
Дидактическая игра «Спрячем слово за деревья»
Цели:
1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Ставятся деревья: дуб, ёлка и берёза. Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и прячут за деревья предмет или картинку. Предмет, обозначающий слово из одной части спрячем за дерево, в названии которого одна часть (дуб). Предмет, обозначающий слово из двух частей за дерево, в названии которого две части (ёлка). А предмет, обозначающий слово из трех частей за дерево, в названии которого три части (береза).
Дети выполняют задание, отхлопывая, отстукивая, оттопывая, складывая слово на ладошку.
Дидактическая игра «Слоговые обручи»
Цели:
1. Развивать навыки слогоделения, внимания, быстроты мышления.
Раскладываются обручи разного цвета и размера. В маленький обруч кладём 1 кубик (или цифру 1), в средний по размеру обруч кладём 2 кубика (или цифру 2), в большой обруч кладём 3 кубика (или цифру 3) – кубики и размер обруча определяют количество слогов.
Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, самостоятельно определяют количество слогов в слове и встают в соответствующий обруч.
Затем проверяем правильность выполнения детьми задания.
Эта игра может использоваться при изучении практически любой лексической темы.
Дидактическая игра «Чудо – дерево»
Цели:
1. Закреплять произношения звуков [з], [ж].( или других звуков на дифференциацию).
2. Развивать фонематический слух.
3. Формировать навыки согласования числительного с существительным.
4. Обогащать словарный запас.
Логопед показывает на «чудо – дерево». Дети, послушайте стихотворение:
Как у наших у ворот,
Чудо – дерево растёт.
А растут на нём не шишки,
А подарки для мальчишек.
Там растут машинки, винтики, пружинки,
Шайбы, плюшки и разные зверюшки.
Для девчонок там и тут
Сливы, яблоки растут.
Слойки, булочки, конфеты
В общем вкусные предметы.
Чтобы это всё собрать,
Надо быстро посчитать.
Дети хором считают «плоды» на «чудо – дереве» и проговаривают словосочетания числительного с существительным.
Логопед: Давайте вспомним игру «День – ночь». Сначала закройте глаза (убирает одну – две картинки), а теперь откройте их и скажите: чего нет на дереве? (или чего не хватает на дереве?).
Дети: На дереве нет трёх пружинок, четырёх конфет и т. п.
Дидактическая игра «Твёрдый и мягкий»
Цели:
1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие звуки в словах.
2. Развивать внимание, быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Логопед показывает двух бабочек. Одна бабочка синего цвета, другая зелёного.
Дети достают из чудесного мешочка предмет или картинку, названия которых начинаются на твёрдый или мягкий звук, определяют его и соотносят с цветом бочки.
1) Разумова Лариса Альбертовна,
учитель-логопед МБДОУ ЦРР
д/с № 29 «Аленький цветочек»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.
2) Винник Елена Фёдоровна,
учитель-логопед МБДОУ
д/с № 38 «Лесовичок»,
г. Усть-Илимск Иркутской обл.