Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематических процессов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — ЭТО:

  • фонематический слух;
  • фонематическое восприятие;
  • фонематические представления.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

  • способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчёт количества звуков в слове.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  • это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно – изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить:

«Фонематический калейдоскоп»

Фонематический калейдоскоп

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Пособие изготовлено в виде панно, на котором расположена тучка (из ткани), к ней на атласных лентах прикреплены капельки («киндер сюрпризы»), наполненные различными сыпучими материалами (крупы, сахар, песок, мука, гвоздики и т.д.); вязанное солнышко, лучики которого также сплетены из атласных лент, закреплены резиночками, которые застегиваются на пуговицы; ёжики (аппликация из ткани), у которого на спине пристегиваются капельки (стеклянные камешки); также изображены цветы (вяжутся крючком), к которым можно пристёгивать бабочек; в центре панно яблонька (аппликация из ткани) с крючками на которые можно вешать яблочки.

«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри капельки. Можно сделать пары капелек с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти капельки, которые звучат одинаково.

«Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. Ребёнок на каждый слог слова застегивает (отстёгивает) лучик, или прикрепляет (снимает) капельку.

«Яблонька» — на развитие умения определять количество слов в предложении. Проговаривая слова в предложении, ребёнок на каждое слово снимает с яблоньки яблочко. Сколько яблочек снял, столько слов в предложении.

«Бабочки на цветах» — определение места звука в слове (начало – середина – конец).

Необходимо найти звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок садит бабочку на первый цветок, если в середине на второй цветок, если в конце – на третий. Цвет бабочки меняется в зависимости от заданного звука: гласный – красная бабочка, согласный твёрдый – синяя, согласный мягкий – зелёная.

Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников.

Ионова Светлана Александровна Ионова Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №41»,
г. Ачинск, Красноярский край, Россия
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.