Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи

В данной статье представлен дидактический материал для занятий по восстановлению понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы как на индивидуальных и групповых логопедических занятиях, так и в целях диагностики.

Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Дидактический материал для восстановления понимания развернутой речи у больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

Логопедическая работа при сенсорной афазииЦентральным механизмом при сенсорной афазии является нарушение фонематического слуха, первичным речевым дефектом — нарушение понимания речи [1].

Понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой [2].

Понимание значения высказывания обеспечивается совместной работой по крайней мере четырех звеньев лингвистического уровня: звукоразличение, оперативная слухоречевая память, выбор нужного значения слова из всплывающих альтернатив, т.е. выделение одних значений и торможение других, перешифровка грамматических структур на единицы значения [3].

При сенсорной афазии легкой степени выраженности больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Понимание устных инструкций доступно. Объем слухоречевой памяти лишь несколько ограничен (5-6 элементов) [4].

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации и проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи [4].

Предлагаемый нами дидактический материал разработан с учетом звеньев, обеспечивающих понимание значения высказывания, и подобран в соответствии с методами, используемыми при восстановлении понимания речи в процессе нейрореабилитации больных с сенсорной афазией легкой степени выраженности.

При восстановлении понимания речи логопедическая работа ведется по следующим направлениям:

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению;

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению;

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст;

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух;

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях;

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление слух);

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи;

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи;

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

I. Ответы на вопросы по прочитанному развернутому предложению.

Инструкция:

Прочитайте предложения и коротко ответьте на вопросы.

После удачной охоты за утками художник и его собака возвращались к месту ночлега.

Вопросы:

1. После чего возвращались художник и собака?
2. За кем охотились художник и собака?
3. Кто возвращался с охоты?
4. Куда возвращались художник и собака?
5. Какая была охота?

Через год на берегу лесного озера я случайно встретил взрослого барсука со шрамом на носу.

Вопросы:

1. Кого я встретил на берегу озера?
2. Какого барсука я встретил?
3. Когда я встретил барсука?
4. Где я встретил барсука?
5. Какой был барсук?
6. Что было на носу у барсука?

Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.

Вопросы:

1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?

II. Ответы на вопросы по прослушанному развернутому предложению.

Инструкция:

Послушайте предложения и ответьте на вопросы.

Моя сестра Екатерина в прошлом году окончила школу и поступила в Самарский университет.

Вопросы:

1. Как зовут мою сестру?
2. Когда Екатерина окончила школу?
3. Куда поступила Екатерина?
4. В какой университет поступила Екатерина?

На кухне стоял овальный стол, покрытый льняной скатертью.

Вопросы:

1. Что стояло на кухне?
2. Где стоял стол?
3. Какой формы был стол?
4. Чем покрыт стол?
5. Какая была скатерть?

На диване лежал толстый рыжий щенок и грыз плюшевую игрушку.

Вопросы:

1. Кто лежал на диване?
2. Где лежал щенок?
3. Какой был щенок?
4. Что делал щенок?
5. Какую игрушку грыз щенок?

III. Чтение текстов и ответы на вопросы со зрительной опорой на текст.

Инструкция:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрый осёл»

На осла нагрузили мешок соли. На мосту через реку он споткнулся и упал в воду. Осел выбрался на берег и почувствовал, что ноша его стала намного легче: часть соли успела раствориться в воде.

На следующий день осла нагрузили хлебом. Он вспомнил вчерашнее приключение и нарочно плюхнулся в воду. Но хлеб намок и стал таким тяжелым, что хитрый осел с трудом выбрался на берег.

Вопросы:

1. Что нагрузили на осла?
2. Где осел споткнулся?
3. Куда упал осел?
4. Что стало легче?
5. Что произошло с солью?
6. Чем нагрузили осла на следующий день?
7. Что осел сделал нарочно?
8. Каким стал хлеб?
9. Куда выбрался осел?
10. Как осел выбрался на берег?

«Рецепт»

В девятнадцатом веке в небольшом городке произошел забавный случай. Однажды в аптеку вошел человек, втаскивая за собой тяжелую деревянную дверь. Аптекарь подумал, что тот вошел по ошибке, и закричал ему: «Ты куда, приятель? Столярная мастерская напротив!». Но посетитель поставил дверь перед аптекарем и ответил: «У меня ночью заболела жена, и я позвал доктора. А когда он хотел выписать рецепт, то не нашел ни пера, ни бумаги. Тогда доктор написал рецепт мелом на двери. Пожалуйста, приготовьте лекарство по этому рецепту!» Аптекарь посмеялся, но лекарство приготовил.

Вопросы:

1. Когда произошел этот случай?
2. Где произошел случай?
3. Куда вошел человек?
4. Что человек втащил в аптеку?
5. Что подумал аптекарь?
6. Где находилась столярная мастерская?
7. Перед кем посетитель поставил дверь?
8. Что ночью случилось с женой?
9. Кого позвали к жене?
10. Что хотел выписать доктор?
11. Нашел доктор перо и бумагу?
12. Чем был написан рецепт?
13. На чем был написан рецепт?
14. Аптекарь приготовил лекарство?

«Две козы»

На узкой тропинке встретились две козы. С одной стороны стояла высокая гора. С другой стороны была глубокая пропасть.

Остановились козы: что им делать? Тогда первая коза легла и плотно прижалась к земле. Вторая осторожно перешла через неё. Так обе козы благополучно разошлись, и каждая пошла своей дорогой.

Вопросы:

1. Сколько коз встретилось на узкой тропинке?
2. Что было с одной стороны тропинки?
3. Что было с другой стороны тропинки?
4. Что сделала первая коза?
5. Что сделала вторая коза?
6. Как разошлись козы?

IV. Ответы на вопросы по тексту, воспринятому на слух.

Инструкция:

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

«Хитрая мышка»

На столе стояла чашка. В чашке было молоко. Прибежала мышка. Она хотела попить молоко. Мышка не могла достать молоко, потому что чашка была высокая. Тогда мышь опрокинула чашку. Молоко вылилось, и мышка смогла попить.

Вопросы:

1. Что стояло на столе?
2. Что было в чашке?
3. Кто прибежал?
4. Что хотела сделать мышь?
5. Мышка могла достать молоко?
6. Почему мышь не могла достать молоко?
7. Что сделала мышка?
8. Что случилось с молоком?
9. Смогла мышка попить?

«Ягненок»

В сарае жил ягненок. Передняя лапка у него была ранена. Он не мог подняться на ноги. Саша заметил это. Он промыл ранку водой, намазал йодом и забинтовал. Саша напоил ягненка молоком. Рана зажила быстро.

Вопросы:

1. Где жил ягненок?
2. Какая лапка была ранена у ягненка?
3. Кто это заметил?
4. Чем Саша промыл ранку?
5. Чем Саша намазал ранку?
6. Чем Саша напоил ягненка?
7. Как зажила ранка?

«Кот на рыбалке»

Петя пошел на рыбалку. С ним пошел кот Васька. Петя закинул удочку. Кот сидел рядом и внимательно следил за мальчиком. Петя поймал рыбу и положил ее на траву. Мальчик еще раз закинул удочку в реку. А Васька в это время довольно ел рыбу. Остались от рыбы одни косточки.

Вопросы:

1. Кто пошел на рыбалку?
2. Как звали кота?
3. Что закинул Петя?
4. Где сидел кот?
5. Куда Петя положил рыбу?
6. Кто съел рыбу?
7. Что осталось от рыбы?

V. Улавливание искажений в прочитанных деформированных сложноподчиненных предложениях.

Инструкция: Прочитайте предложения и исправьте ошибки.

1. Собака не кусалась, чтобы на нее надели намордник.
2. У меня не было денег, потому что я не смогла купить билеты в театр.
3. Если мы поедем в лес, то не будет дождя.
4. На дороге была пробка, потому что я опоздал на работу.
5. Скоро наступит Новый Год, потому что я купил подарки.
6. Чтобы купить муку, нужно испечь пироги.
7. У меня много работы, потому что я приду сегодня поздно.

VI. Улавливание и исправление ошибок в описаниях предметов (предъявление на слух).

Инструкция: Послушайте толкование слов и исправьте ошибки.

1. Щенок – детеныш кошки.
2. Поганка – съедобный гриб.
3. Юг – одна из трех сторон света.
4. Лес – пространство, заросшее травой.
5. Бас – высокий женский голос.
6. Наволочка – чехол для одеяла.
7. Лицо – задняя часть головы человека.
8. Изнанка – наружная сторона одежды.

VII. Осмысление логико-грамматических оборотов речи.

Инструкция: Прочитайте и ответьте на вопросы

1. У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца.

У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?

2. Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе.

Что самое широкое? Что самое узкое?

3. Петя уехал раньше Оли, но позже Кати.

Кто уехал раньше всех? Кто уехал позже всех?

4. Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона.

Какой фрукт самый сладкий? Какой фрукт самый кислый?

5. Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Черное.

Какое море самое глубокое? Какое море самое мелкое?

VIII. Выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

Оборудование: газета, целлофановый пакет, ложка, очки, чашка, книга.

Инструкция: Послушайте и сделайте то, о чем я вас прошу.

1. Заверните пакет в газету. Положите газету в пакет.
2. Положите очки справа от газеты. Положите газету справа от очков.
3. Закройте книгу, откройте шкаф, поставьте книгу на полку.
4. Возьмите ложку, положите ее в чашку, поставьте чашку на газету.

IX. Угадывание названий предметов по описанию их внешних и функциональных признаков, воспринятому на слух.

Инструкция: Послушайте описание предметов и угадайте, о чем я говорю.

1. Основной документ, удостоверяющий личность (паспорт) .
2. Башня с сигналом для ориентира судов (маяк).
3. Обувь с высоким голенищем (сапоги).
4. Густое желтое вещество в птичьем яйце (желток).
5. Небольшие тонкие дощечки для настила полов (паркет).

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
2. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – Москва – Воронеж, 2004.
3. Цветкова Л.С., Ахметова Э.А. О нарушении понимания речи при моторной афазии.// Проблемы афазии и восстановительного обучения/ Под ред.Л.С.Цветковой. – М., 1979.
4. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

1. Дас Гупта Мария Алексеевна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва
2. Шипаева Анна Владимировна,
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 4,88 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия, Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.