Домашнее задание для родителей по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет

В рамках проведения родительского клуба «Школа Логопеда» был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков, который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.

Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.

Ноябрь – 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.

«Кораблик»

Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).

3. Развитие мелкой моторики:
- гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;

- делать пальчиковую гимнастику:

У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)

4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.

5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»

Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

6. Подвижная игра «Платье»

Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:

Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе
Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка
Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.

Ноябрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Футбол».

Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)

2. Развитие артикуляционной моторики.

- «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;

- «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.

3. Развитие мелкой моторики.

Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку)
Где были? – у бабушки.
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопушечки.
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)

На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики)
Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно)
Мы игрушки сосчитать.

3. Развитие слухового внимания.

Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.

Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.

4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.

5. Подвижная игра «Тапки».

Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах)
Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой)
Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).

Ноябрь, 3 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь подунь, мой ветерочек.
Ветерочек-ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);

- язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.

3. Развитие мелкой моторики.

«Фруктовая ладошка».

Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит6 «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.

В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.

5. Развитие понимания речи.

• Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);

При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.

• Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.

6. Подвижная игра «Капля».

Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют)
Капля, два.
Капли медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.

Ноябрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».

На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).

Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.

Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.

«Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).

2. Артикуляционная гимнастика.

• «Котик лакает молоко».

Молоко лакает кот (высовывается широкий язык)
Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).

• Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».

3. Развитие мелкой моторики.

Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Варим, варим мы компот, («мешают ложкой»)
Угостим честной народ (разводят руки в стороны).

4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).

Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:

- положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).

5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.

Понятия «громко-тихо».

6. Развитие понимания речи.

На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:

- у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.

- у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.

- он круглый, красный, пластмассовый.

7. Подвижная игра «Грибочки».

В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка»)
Веселую пляску они завели.
Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево)
Понравиться очень хотят нам они.

Декабрь, 1 неделя.

1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).

«Чей комочек улетит дальше?».

С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

2. Артикуляционная гимнастика.

• Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:

Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губки улыбнулись,
К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).

• Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.

3. Развитие мелкой моторики «Дом».

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя)
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены»)
Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть еще одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба)
Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой)
«Приходите поскорей!»

4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.

Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.

5. Развитие фонематического слуха.

Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.

6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.

7. Подвижная игра «Корова».

«Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев)
Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо)
Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо)
Убегайте далеко!» (убегают).

8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).

9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».

Декабрь, 2 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».

С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.

Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.

2. Артикуляционная гимнастика.

• Упражнение «Мишка».

(звук [Э])

«э-э-э как мишка, вы пропойте,
Ротик широко откройте.
Ваня с Машенькой играет
И по комнате гуляет,
Как Мишутка напевает:
«Э-э-э-э-э-э».

Упражнение «Слоник»

(звук [У])

На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу,
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу:
У-у-у-у-у.

• Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».

3. Развитие мелкой моторики.

Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).

4. Учить различать основные цвета и дополнительные.

5. Развитие понимания речи.

• Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.

• Научит понимать вопрос Чем?

- Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом)
- чем ты вытер лицо? (полотенцем)
- чем ты ешь суп? (ложкой)
- чем расчесываешь волосы? (расческой).

6. Подвижная игра «Зайка».

Дети выполняют движения и договаривают слова.

Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки)
Зайка прыг за кусток. (присели)
Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу)
Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).

7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

Декабрь, 3 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

• Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.

2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».

Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).

3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).

Упражнение «Зайка».

(нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)

Ушки на макушке,
А зубки – на губке (ф-ф-ф….)
Выходит теплый воздух (держать ладошку).

4. Развитие мелкой моторики.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.

« Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного)
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков!

5. Развитие понимания речи.

Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.

6. Подвижная игра «Это я».

Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения)
Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела)
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ
Ой, устали. Вытрем лоб.

Декабрь, 4 неделя.

1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».

Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.

3. Артикуляционная гимнастика.

Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).

Звук [П]

Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает)
(П) сквозь зубы прорывайся!

Звук [Б]

[Б] легко произнеси,
Голосочек подключи.

4. Развитие мелкой моторики.

«Новогодние игрушки»
Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными)
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
Блеском радуют ребят.

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки: (сжимать и разжимать кулачки)
Вот веселая лягушка. (на каждое название игрушки загнуть палец)
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.

5. Расширение и активизирование словарного запаса по теме «Новогодняя елка».

Рассмотреть елку, рассказать, какая она; рассмотреть игрушки, уточнить их цвет;

Закрепление предлогов на и под: что под елкой? Что на елке?

6. Подвижная игра «Елочная игрушка».

Синий шар купили Лолке. (показывают рукой круг)
Ах, какой красивый! (качают головами, изображают восторг)
Он теперь висит на елке (запрокидывают голову, смотрят вверх)
И похож на сливу. (приседают).

Назарова Елена Владимировна,
учитель-логопед
СП «Детский сад «Ладушки» МБОУ «ОСОШ №1»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.