Двигаемся, чтобы учиться говорить

Движение и развитие речиДвижения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие общей и мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточно сформированная координация как мелкой, так и общей моторики , что влечёт за собой проблемы в развитии основных психических процессов, способствующих успешному обучению в школе.

Наша с вами задача – состоит в том, чтобы как можно раньше предоставить ребёнку возможность всесторонне развиваться, активно включаться в процесс познания окружающего мира.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.

От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию.

Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме происходят процессы, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую активность.

С другой стороны, формирование движений происходит под влиянием речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек способствует развитию координации, общей и тонкой моторики.

Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

Учитывая эти данные в занятия и повседневную деятельность необходимо включать различные виды физических упражнений:

- артикуляционная гимнастика;

- упражнения для кистей рук (гимнастика, массаж);

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для улучшения слуха;

- упражнения для снятия общего и локального утомления (физминутки, массаж, игры).

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Их необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

В комплексы артикуляционной гимнастики включаются упражнения для мышц плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, гимнастика жевательно-артикуляторных мышц, мышц нижней челюсти, зева и глотки, мягкого нёба, губ, щёк и, конечно же, мышц языка.

Мелкая моторика

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с «перевязочками». Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно свернувшись в «кулачке». Позже начинается настоящее наступление на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пелёнки, сжимаются и разжимаются в поисках новых объектов.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому очень полезно, если мама, напевая песенку, будет поглаживать и загибать пальчики малыша. Очень скоро он уловит связь между словами и жестами, а чуть позже, услышав знакомые фразы или мотив, сам научится повторять за мамой определённые движения.

Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость, они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности.

Неоценимы в этой связи игры с природным материалом: камешками, семенами, пухом растений, бобами, снегом, водой, ветром , и особенно песком.

Для игр с песком необходимо использовать предметы различной фактуры, это развивает тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.

Песок следует предварительно помыть, прокалить и остудить.

Взрослый делает в песке отпечатки кистей рук и рассказывает о своих ощущениях. Затем то же самое проделывает ребёнок. Постепенно он накапливает чувственный опыт и учится выражать свои ощущения.

«Проложите» в песке тропинки, по которым ребёнок «проходит, чередуя руки, используя ладони, кулачки, костяшки пальцев. Затем в игре с песком используются обе руки , все 10 пальцев.

Кроме того, что упражнения с песком развивают чувствительность и мелкие мышцы кисти руки, они имеют огромное значение для психики ребёнка, стабилизируют его эмоциональное состояние. Малыш не боится
рисовать и писать на песке, ведь, если появляется ошибка, её легко и просто можно исправить, причём делать это можно сколько угодно раз!

А как хорошо фантазировать вместе!

Погружая руки в песок, находить разные предметы, обсуждая, чьи они, как и кем использовались? Или, медленно шевеля руками, изменять ровную поверхность песка, представляя, что вы находитесь в горах или в лесу, в море или на другой планете.

А ещё песок даёт возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры, геометрические фигуры.

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Песок»:

Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. (хлопки в ладоши)
Коля лепит колобок, (имитация лепки)
А Иринка теремок (сделать «крышу» из рук)
Люба лепит разных рыб, (имитация движения рыб)
Ну а Вера – белый гриб (сжать одну руку в кулак, накрыть ладошкой второй)

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе « пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры » — это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях.

Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Гимнастика для глаз

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Гимнастика для глаз полезна всем, (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.

Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом головы.

Гимнастика для улучшения слуха

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное влияние на органы зрения.

- «Скатывание и раскатывание» ушек. Ушки должны стать тёплыми.

- Нажатие на ямочки возле козелка сразу обоих ушек.

- Массаж, разминание мочек ушей.

- Массаж ушей круговыми движениями.

- «Подёргаем ушки» — 20 раз вниз, 20 раз вверх, 20 раз в стороны.

Подвижные игры

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние восторг, смех, переживания, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах.

Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Все упражнения и игры проводятся по подражанию, речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы ребёнок хорошо видел взрослого и мог двигаться и проговаривать текст синхронно с ним.

Успехов вам!

 

Консультация составлена Гранкиной Ольгой Борисовной с использованием материалов интернет-ресурсов и литературных источников:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» Ярославль «Академия развития»1998 г.
2. М. Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006 г.
3. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» ТЦ Москва «Сфера» 2002 г.
4. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: , ,

Сейчас читают:

Родительское собрание на тему:  Артикуляционная гимнастика Родительское собрание на тему: Артикуляционная гимнастика
Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу? Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу?
Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.