Несколько десятилетий назад педагогом-вокалистом А. Н. Стрельниковой была разработана уникальная методика дыхательных упражнений, помогающих организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами. Заикание входит в число тех недугов, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика.
При работе с заикающимися детьми по нормализации речевого дыхания я использую два дыхательных упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Кроме этих дыхательных упражнений, изменяющих стереотип дыхания, нужно выполнять ещё и звуковые упражнения для постановки голоса.
Для того, чтобы привлечь внимание детей к выполнению дыхательных упражнений, я их обыгрываю, придумываю различные игровые ситуации, которые позволяют проводить занятия интересно и увлекательно.
Конспект подгруппового занятия по нормализации речевого дыхания у заикающихся дошкольников с использованием элементов дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой
«Увлекательное путешествие»
Цели:
- научить детей глубоко дышать;
- тренировать диафрагму, создавая «диафрагмальную опору»;
- учить смыкать голосовые связки во время фонации.
Оборудование: детские стульчики; предварительно хорошо проветренное помещение.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети сидят на стульях.
Логопед: Ребята, предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А отправимся мы туда, как вы думаете на чём? Отгадайте загадку:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём!
Дети: Это велосипед.
Логопед: Правильно! Путешествовать мы будем на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустились, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину.
Выполняется дыхательное упражнение по А. Н. Стрельниковой «Насос».
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова 8 поклонов-вдохов. Норма – 12 раз по 8 вдохов.
Логопед: Вот наши велосипеды и готовы в путь. Поехали!
Дети имитируют езду на велосипеде: садятся на стулья (спинка стула впереди), держась за спинку, как будто за руль велосипеда; попеременно отрывают пятки ног от пола, носки при этом неподвижны.
Логопед: Молодцы! Вот мы и приехали. Как вы думаете, что перед нами?
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню – голубикой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостиной.
Дети: Лес!
Логопед: Правильно! Мы приехали в лес. А в лесу свежо и очень чистый воздух. Дышится легко и свободно. Давайте насладимся этим свежим воздухом и глубоко подышим.
Выполняется дыхательное упражнение по А. Н. Стрельниковой «Обними плечи»
И.п.: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причём какая над какой – всё равно. Главное – помнить, что в течении всего упражнения положение рук менять не следует.
Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исход-ного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди – образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.
Норма: 12 раз по 8 вдохов движений за одно занятие.
Логопед: Молодцы! Хорошо подышали. А теперь давайте погуляем в лесу, и, чтобы не заблудиться будем перекликаться друг с другом.
Выполняется голосовое упражнение по А. Н. Стрельниковой.
Дети становятся лицом друг к другу. Одни произносят громко [а], другие в ответ, как эхо отзываются [а]. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания [ау], [уа], [иа], [ио] и т. д.
Итог занятия.
Логопед: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Садитесь на велосипеды, и поедем обратно в детский сад.
Съёмщикова Татьяна Алексеевна
учитель-логопед МАДОУ комбинированного вида
«Детский сад № 8 Динского района»
ст. Динская, Краснодарского края