Эффективность ранней логопедической помощи детям от 0-3х лет в условиях центра социальной реабилитации на отделении раннего вмешательства (абилитация младенцев)

Логопедическая помощь детям от 0-3х лет

В данной статье отражен опыт работы логопеда с детьми раннего возраста от 0-3 лет, имеющих проблемы в речевом развитии в условиях реабилитационного центра (на отделении раннего вмешательства).

Отражена организация логопедического процесса, формы взаимодействия с детьми, а так же родителями. Показаны и описаны приемы и методы логопедического взаимодействия логопеда с детками 2-3 лет.

Данный опыт может быть применен в условиях логопедических садов, группах кратковременного пребывания, в ДОУ. Материал будет интересен специалистам логопедам, психологам, дефектологам, и другим педагогами в области коррекционной педагогики.

Данный материал по существующей проблеме развития речи у детей до 3-х лет как никогда актуален. На сегодняшний день остро встает вопрос о речевом развитии деток в период раннего возраста. Этим очень обеспокоены родители. Очень много обращений именно к специалисту логопеду приходится уже на более позднем возрастном периоде ребенка (с 4-5 лет). Ранее зачастую родители не совсем осознают многозначность проблемы речевого развития, тем самым упускают возможности и пути корректировки и логопедической помощи.

Поэтому раннее выявление и предупреждение, а так же коррекция и диагностика наиболее актуальны в нашем современном обществе. Так как необходимость ранней логопедической помощи признается многими специалистами: психологами, неврологами.

Эффективность ранней логопедической помощи
детям от 0-3х лет
в условиях центра социальной реабилитации
на отделении раннего вмешательства
(абилитация младенцев)
- из опыта работы логопеда

Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте.

В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство для общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.

Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом, накопления содержания для речи, знакомства со словесными формами и т.д. Таким образом, необходимо подчеркнуть и обратить внимание на раннюю профилактику нарушений всех компонентов речи у детей раннего возраста. А так же необходимо осознавать роль логопедической помощи малышам до 3 лет: ее необходимость, востребованность и значимость.

В своей статье мне, как логопеду–практику, хотелось отразить следующее: На базе нашего учреждения Центр Социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов г. Санкт-Петербурга, центрального района, существует отделение раннего вмешательства для детей до 3-х лет (абилитация младенцев). Это отделение создано как для детей инвалидов раннего возраста, так и для детей, входящих в группу риска: часто-болеющие дети, дети, имеющие задержки речевого развития и нуждающиеся в реабилитации.

Цель нашего отделения — оказание ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с различными проблемами в речевом развитии; а так же оказание консультативной методической, материальной, юридической поддержки родителей по вопросам воспитания и обучения и социальной адаптации детей.

В логопедической работе с детьми от 0 до 1 года применяю авторские разработки, план-программы по развитию речи детей.

В работе с детьми 2-3 лет использую авторскую программу социально-педагогической реабилитации у детей раннего возраста «Раз словечко, два словечко». Данная программа составлена в 2013 году и апробирована в течении года в условиях реабилитационного центра.

На нашем отделении за весь учебный год проходят реабилитацию до 50 детей в возрасте от 0-3 лет. Дети в возрасте от 0-1 года проходят реабилитацию логопедической помощи в течении 3-4 месяцев. Но так же на отделении большую часть составляют дети,чей возраст 2-3 года. Эти дети проходят реабилитационную программу у логопеда в течение учебного года (12 месяцев).

Группы для занятий комплектуются по уровню речевого развития. В основном группы незначительные по количеству человек: 3-4 ребенка.

Форма занятий может предусматривать как индивидуальную, так и групповую организацию деятельности детей. Содержание образовательного процесса, планирование лексических тем и материала логопед в тесном контакте обсуждает с другим специалистом отделения – психологом, для наиболее эффективной и продуктивной помощи этим детям.

Основная цель логопедических занятий с детьми раннего возраста на отделении — расширять пассивный словарь, стимулировать речевое развитие, побуждать к развитию активного словаря, а так же взаимодействие ребенка со взрослым (с мамой, логопедом, другими детьми ).

Занятия с логопедом строятся в виде игры-занятия (путешествия, инсценировки). Основное умение ребенка — это умение подражать взрослому, копировать его речь. Все игры сопровождаются показом предметных игрушек, звучащих музыкальных инструментов, пальчиковый театр, киндер-игрушки и многое другое.

На занятиях логопеда осуществляется развитие слухового восприятия, развитие мелкой моторики, развитие дыхания, работа над словарем, игры и упражнения грамматического характера. Заключительным моментом на логопедическом занятий я считаю и методически обоснованным применение методики по изобразительной деятельности (пальчиковое рисование и работа с пластилином).

Так же в работе с детьми раннего возраста использую активно упражнения для артикуляционной гимнастики, пальчиковую гимнастику, работу с крупой и природным материалом («сухой бассейн»), игры со строительным материалом для обыгрывания построек и сопровождение речью.

На логопедических занятиях с детьми использую элементы самомассажа и логопедический массаж губ, щек, лица и языка с применением массажных логопедических зондов.

Отдельное внимание в своей работе уделяю работе с родителями . Использую следующие формы взаимодействия с родителями: консультации и беседы, тренинги по развитию речи детей раннего возраста, семинары и «круглые столы» по передаче опыта с данной категорией детей, а также использую в своей работе информационно компьютерные и мультимедийные технологии: показ презентаций о работе логопеда, просмотр фото и видео мероприятий на отделении.

На отделении в холле ведется логопедический уголок, где помещается информация для родителей по вопросам развития речи детей раннего возраста. Каждый месяц для родителей организуются выставки работ по изучаемым темам с детьми (рисунки гуашью, «пластилиновая живопись», а так же выставки работ детей к тематическим праздникам.

На отделении к каждому празднику и мероприятию (8 марта, новый год, праздник осени) организуется совместное чаепитие родителей с детьми и всеми специалистами отделения, для наиболее тесного контакта и взаимодействия.

На отделении ведется книга отзывов и пожеланий по работе специалистов, куда родители вносят результаты, отзывы, пожелания, рекомендации после проведенного срока реабилитации.

Таким образом, в заключении своей статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть и обосновать ту значимость ранней логопедической помощи детям в возрасте до 3 х лет. По собственным наблюдениям, результатам и оценкам родителей, отмечается у детей значительное увеличение словаря, толчок к развитию активного словаря.

Данные формы, проводимые логопедом, способствуют социализации ребенка в обществе, адаптации к детскому коллективу в дошкольных учреждений в будущем. Дети становятся общительны, коммуникабельны и социализированны.

Считаю, что главная цель логопеда на этапе раннего вмешательства достигается наиболее глубоко, емко, и результативно.

Данный опыт своей работы с детьми считаю целесообразно использовать в центрах психолого-педагогической помощи, логопедических группах, реабилитационных центрах. А так же он будет интересен и полезен родителям, специалистам: воспитателям, дефектологам, логопедам, психологам.

Мокеева Ирина Германовна,
учитель-дефектолог, логопед,
СПб ГБУ ЦСРИ и ДИ центрального района
Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.