Эффективность ранней логопедической помощи детям от 0-3х лет в условиях центра социальной реабилитации на отделении раннего вмешательства (абилитация младенцев)

Логопедическая помощь детям от 0-3х лет

В данной статье отражен опыт работы логопеда с детьми раннего возраста от 0-3 лет, имеющих проблемы в речевом развитии в условиях реабилитационного центра (на отделении раннего вмешательства).

Отражена организация логопедического процесса, формы взаимодействия с детьми, а так же родителями. Показаны и описаны приемы и методы логопедического взаимодействия логопеда с детками 2-3 лет.

Данный опыт может быть применен в условиях логопедических садов, группах кратковременного пребывания, в ДОУ. Материал будет интересен специалистам логопедам, психологам, дефектологам, и другим педагогами в области коррекционной педагогики.

Данный материал по существующей проблеме развития речи у детей до 3-х лет как никогда актуален. На сегодняшний день остро встает вопрос о речевом развитии деток в период раннего возраста. Этим очень обеспокоены родители. Очень много обращений именно к специалисту логопеду приходится уже на более позднем возрастном периоде ребенка (с 4-5 лет). Ранее зачастую родители не совсем осознают многозначность проблемы речевого развития, тем самым упускают возможности и пути корректировки и логопедической помощи.

Поэтому раннее выявление и предупреждение, а так же коррекция и диагностика наиболее актуальны в нашем современном обществе. Так как необходимость ранней логопедической помощи признается многими специалистами: психологами, неврологами.

Эффективность ранней логопедической помощи
детям от 0-3х лет
в условиях центра социальной реабилитации
на отделении раннего вмешательства
(абилитация младенцев)
- из опыта работы логопеда

Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте.

В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство для общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую.

Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие.

Младенчество является подготовительным этапом в развитии. В этом возрасте закладываются предпосылки понимания речи взрослых, активного употребления слов. Понимание речи взрослых (пассивная речь) усваивается быстрее чем самостоятельная (активная).

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но использование его связано с необходимостью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом, накопления содержания для речи, знакомства со словесными формами и т.д. Таким образом, необходимо подчеркнуть и обратить внимание на раннюю профилактику нарушений всех компонентов речи у детей раннего возраста. А так же необходимо осознавать роль логопедической помощи малышам до 3 лет: ее необходимость, востребованность и значимость.

В своей статье мне, как логопеду–практику, хотелось отразить следующее: На базе нашего учреждения Центр Социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов г. Санкт-Петербурга, центрального района, существует отделение раннего вмешательства для детей до 3-х лет (абилитация младенцев). Это отделение создано как для детей инвалидов раннего возраста, так и для детей, входящих в группу риска: часто-болеющие дети, дети, имеющие задержки речевого развития и нуждающиеся в реабилитации.

Цель нашего отделения — оказание ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с различными проблемами в речевом развитии; а так же оказание консультативной методической, материальной, юридической поддержки родителей по вопросам воспитания и обучения и социальной адаптации детей.

В логопедической работе с детьми от 0 до 1 года применяю авторские разработки, план-программы по развитию речи детей.

В работе с детьми 2-3 лет использую авторскую программу социально-педагогической реабилитации у детей раннего возраста «Раз словечко, два словечко». Данная программа составлена в 2013 году и апробирована в течении года в условиях реабилитационного центра.

На нашем отделении за весь учебный год проходят реабилитацию до 50 детей в возрасте от 0-3 лет. Дети в возрасте от 0-1 года проходят реабилитацию логопедической помощи в течении 3-4 месяцев. Но так же на отделении большую часть составляют дети,чей возраст 2-3 года. Эти дети проходят реабилитационную программу у логопеда в течение учебного года (12 месяцев).

Группы для занятий комплектуются по уровню речевого развития. В основном группы незначительные по количеству человек: 3-4 ребенка.

Форма занятий может предусматривать как индивидуальную, так и групповую организацию деятельности детей. Содержание образовательного процесса, планирование лексических тем и материала логопед в тесном контакте обсуждает с другим специалистом отделения – психологом, для наиболее эффективной и продуктивной помощи этим детям.

Основная цель логопедических занятий с детьми раннего возраста на отделении — расширять пассивный словарь, стимулировать речевое развитие, побуждать к развитию активного словаря, а так же взаимодействие ребенка со взрослым (с мамой, логопедом, другими детьми ).

Занятия с логопедом строятся в виде игры-занятия (путешествия, инсценировки). Основное умение ребенка — это умение подражать взрослому, копировать его речь. Все игры сопровождаются показом предметных игрушек, звучащих музыкальных инструментов, пальчиковый театр, киндер-игрушки и многое другое.

На занятиях логопеда осуществляется развитие слухового восприятия, развитие мелкой моторики, развитие дыхания, работа над словарем, игры и упражнения грамматического характера. Заключительным моментом на логопедическом занятий я считаю и методически обоснованным применение методики по изобразительной деятельности (пальчиковое рисование и работа с пластилином).

Так же в работе с детьми раннего возраста использую активно упражнения для артикуляционной гимнастики, пальчиковую гимнастику, работу с крупой и природным материалом («сухой бассейн»), игры со строительным материалом для обыгрывания построек и сопровождение речью.

На логопедических занятиях с детьми использую элементы самомассажа и логопедический массаж губ, щек, лица и языка с применением массажных логопедических зондов.

Отдельное внимание в своей работе уделяю работе с родителями . Использую следующие формы взаимодействия с родителями: консультации и беседы, тренинги по развитию речи детей раннего возраста, семинары и «круглые столы» по передаче опыта с данной категорией детей, а также использую в своей работе информационно компьютерные и мультимедийные технологии: показ презентаций о работе логопеда, просмотр фото и видео мероприятий на отделении.

На отделении в холле ведется логопедический уголок, где помещается информация для родителей по вопросам развития речи детей раннего возраста. Каждый месяц для родителей организуются выставки работ по изучаемым темам с детьми (рисунки гуашью, «пластилиновая живопись», а так же выставки работ детей к тематическим праздникам.

На отделении к каждому празднику и мероприятию (8 марта, новый год, праздник осени) организуется совместное чаепитие родителей с детьми и всеми специалистами отделения, для наиболее тесного контакта и взаимодействия.

На отделении ведется книга отзывов и пожеланий по работе специалистов, куда родители вносят результаты, отзывы, пожелания, рекомендации после проведенного срока реабилитации.

Таким образом, в заключении своей статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть и обосновать ту значимость ранней логопедической помощи детям в возрасте до 3 х лет. По собственным наблюдениям, результатам и оценкам родителей, отмечается у детей значительное увеличение словаря, толчок к развитию активного словаря.

Данные формы, проводимые логопедом, способствуют социализации ребенка в обществе, адаптации к детскому коллективу в дошкольных учреждений в будущем. Дети становятся общительны, коммуникабельны и социализированны.

Считаю, что главная цель логопеда на этапе раннего вмешательства достигается наиболее глубоко, емко, и результативно.

Данный опыт своей работы с детьми считаю целесообразно использовать в центрах психолого-педагогической помощи, логопедических группах, реабилитационных центрах. А так же он будет интересен и полезен родителям, специалистам: воспитателям, дефектологам, логопедам, психологам.

Мокеева Ирина Германовна,
учитель-дефектолог, логопед,
СПб ГБУ ЦСРИ и ДИ центрального района
Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.