Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР

В апреле 1994 года я пришла в МДОУ «Теремок» работать воспитателем. На тот момент, я и подумать не могла, что когда-нибудь стану учителем-дефектологом. Но благодаря моему непосредственному начальнику, которому огромное спасибо, я закончила институт и получила специальность логопед-дефектолог. Спустя 14 лет работы и практики, это для меня не то что профессия, это дело всей моей жизни.

В данной статье я хочу рассказать о преимуществе экскурсий. Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, которая активно привлекает внимание детей, развивая психические процессы и обогащает речь.

Экскурсия — это один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и трудовой деятельностью людей. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

В чем заключается преимущество экскурсий перед другими видами деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром? Преимущество экскурсий-занятий в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на органы чувств.

Экскурсия

И .П. Павлов показал, что физиологической основой чувственного познания служит совместная деятельность зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов. Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. Отсюда следует, что в основе ознакомления детей с окружающим и с природой должны быть наглядность, непосредственное воздействие предметов окружающей действительности и явлений природы на их организмы и чувств. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.

Расскажи мне — и я забуду!
Покажи мне – я запомню!
Дай мне сделать самому – и я всё пойму!
(К. Ушинский)

Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалестическое понимание мира.

Экскурсия в лес, в поле, на берега рек и озёр привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством взрослого разнообразный материал для последующих наблюдений и работы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы и объектам труда людей. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать характерные особенности.

Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному городу.

Виды экскурсий по содержанию:

1. Природоведческие экскурсии — в парк, в лес, на реку, на луг и т.д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны).

2. Экскурсии, связанные с трудом человека (на стройплощадку, в поле, сад, огород, магазин и т.д.)

3. Экскурсии в музей, на выставку, с целью воспитания эстетических чувств.

4. Ознакомительные экскурсии по улицам города.

Экскурсии, как форму занятия, я использую с детьми старшего и подготовительного возраста. Для каждой экскурсии определяю программное содержание, по обязательное для усвоения всеми детьми.

Особенности проведения экскурсий с детьми

Природоведческие экскурсии провожу по определённой системе. Организовываю их на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста я провожу три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить детей с весенними изменениями (набухли почки, лопнули, появились зелёные клейкие листочки, вкусно пахнут и т. д) и понимать причину происходящего в природе, а также обогащаем словарь.

Сельскохозяйственные экскурсии провожу для ознакомления с отдельными видами труда, профессиями, орудиями труда (инструментами).

Экскурсии в музей, по городу провожу с целью ознакомления с достопримечательностями города и знакомства с его историей.

Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе. Успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Планируя экскурсию, точно определяю тему и цель экскурсии, конкретизируя программное содержание, намечаю объекты экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяла место экскурсии, учитывала физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте маршрута договаривалась с людьми, которые 3-5 минут расскажут про свою работу и продукты труда. Уточняла маршрут, находила нужные объекты. После этого намечала последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливала, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и придумать приёмы его проведения. Чтобы экскурсия была интересной, я заранее подбираю стихи, загадки ,пословицы, использую в работе.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии, сообщаю её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно собрать.

Первая тема была проведена «Осень-неживая природа». Сначала я привлекала внимание детей подготовленной выставкой «Золотая осень» с подобранными картинами, иллюстрациями, пыталась заинтересовать детей. Читала различные художественные произведения, вносила сюрпризные моменты «Волшебная веточка» с красивыми листочками, «Старичок -лесовичок» и т.д. Старалась, чтобы внимание детей всегда было задействовано. Дети учились различать неживую природу (небо, ветер, снег, дождь, земля и т .д) и живую (растения, животные,человек). Затем была проведена тема «Осень – живая природа» (о растениях) с подобранным материалом.

Для обобщения знаний провела экскурсии в парк, к Ладожскому озеру, на Прохоровские дачи и т.д.

Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминала цель занятия, давала им осмотреться, затем дети приступали к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решала основные програмные задачи занятия. Помогала детям подметить и основать характерные признаки, действия предметов и явлений. Это достигала различными приёмами. Дополняла своими рассказами и пояснениями.

Большое внимание в наблюдении уделяла вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, трогать, сравнивать, находить сходство и отличие, устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения использовала произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращалась к поэзии естественно, ненавязчиво. Содержание и удельный вес каждого видоизменяла в зависимости от цели и содержания экскурсии.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами, запоминают название растений и их частей. С удовольствием дети играли: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя ветка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» И другие игры.

Провела ряд экскурсий сельскохозяйственных: на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в парники, птичник и другие. Эти экскурсии дали наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, животных. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, обогащали словарный запас, развивали речь, психические процессы, волевые качества.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдали деятельность человека и природу,  на которую он воздействует, как выращивает растения, животных, оберегает, охраняет. Здесь дети знакомились с основными трудовыми операциями, некоторые выполняли сами.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдали деятельность человека и природу, на которую он воздействует. Я показывала детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям прежде всего сама знакомилась с объектом наблюдения, получала разрешение на проведение экскурсии, договаривалась о времени посещения, об участии детей в труде, определяла содержание беседы детей с рабочими.

Педагогическая работа после проведения экскурсий

Знания, полученные на экскурсиях, расширяла и закрепляла на занятиях и в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесёнными объектами. Через 1-2 дня проводила после экскурсии занятия с использованием раздаточного материала, дидактические игры, читала художественную литературу, заслушивала рассказы детей о том, где были и что видели. В заключении проводила обобщающую беседу.

Планируя беседу после экскурсии, ставила вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и в воспитательном отношении моменты, подводила их к установлению связи между явлениями. Также проводила целевые прогулки, как часть занятия по темам «Профессии».

Например, ходили с детьми на стройку. Смотрели строительные профессии. Крановщик детям рассказывал о работе. У детей экскурсия произвела большое впечатление. Дети с удовольствием рассказали о своём путешествии, называли строительные профессии, орудия труда.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. На эту тему провела ряд открытых занятий для коллег и родителей на тему «Строительство», «Зима — неживая природа», «Музей игрушек» и т. д. Занятия были итоговыми, дети усвоили хорошо эти темы (по лексике, грамматике, грамоте). После проведённой работы ещё раз продиагностировала детей (по психологическим процессам и по видам деятельности). Продолжительность занятий выросла, дети стали меньше истощаемы, у всех детей внимание стало более устойчивым, улучшилась память. У самых тяжёлых детей Серёжи Ш. и Вали К. появилась положительная динамика. Если Серёжа раньше отказывался заниматься, капризничал, то теперь занимается 10-15 минут. У Вали появилась попытка к речевой активности (диагноз алалия), отдельные фразы. Девочка с моей помощью разучивает и рассказывает маленькие стихи, с удовольствием занимается.

Работу также планировала во второй половине дня (совместно с воспитателем) — педагоги играли с детьми в дидактические и сюжетно-ролевые игры. В процессе игр у детей развивала умственные процессы: умение наблюдать, обобщать, сравнивать. Через дидактические игры у детей развивалось восприятие, память, мышление. Сначала дети играли с моей помощью, а позже с заданиями справлялись сами. Особенно нравится детям игра «Чудесный мешочек». Детям нравится тайна, фантазия, волшебство. Им кажется из такого красивого мешочка можно достать что-то необыкновенное, сказочное. Эту игру использовала по всем темам на развитие речи и ознакомление с окружающим. В него можно положить и плоды осени, домашних, диких животных, игрушки, орудия труда и т.д.

Дети после проведённых экскурсий с удовольствием играли в группе в сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Цирк», «Зоопарк» «Магазин», «Больница», «Школа» и так далее. Всё увиденное они показывали в игре. С помощью наглядности в экскурсиях, рассказов взрослых ,возможности исследовать объекты с помощью всех органов чувств формировала у детей связную речь,активный и пассивный словарь, память и, следовательно, активизировалась мыслительная деятельность.

Использование перечисленных приёмов и средств коррекционной работы особенно необходимы в связи с тем, что при поступлении в группу у многих детей отмечалась несбалансированность нейропсихических процессов, незрелость эмоциональной сферы и волевых процессов, они не были уверены в своих силах, с трудом могли управлять своим поведением,устанавливать контакт со взрослыми, сверстниками. Опыт показал, что в ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети учатся упорядочить свои поступки, поведение, у них появляется осознанность в выполнении заданий, уверенность в себе. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов эмоционально-волевой сферы, значительное улучшение звуковой и смысловой сторон речи.

На основе проделанного сделала вывод, что в работе с детьми с ОНР, ЗПР лучше всего использовать наглядные методы работы, сюрпризные моменты, занятия-игры. Так как во время экскурсий, занятия-игры больше всего можно удержать внимание ребёнка и следовательно добиться большего результата в обучении и воспитании.

Васильева Галина Владимировна,
логопед-дефектолог МДОУ  »Тремок»,
Лен. обл. Кировский р-н, г. Шлиссельбург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.