Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю-логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ

Элементы сенсорной комнатыВ статье представлены возможности сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности учителя-логопеда при преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Речевое развитие — процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, мы так же стараемся использовать современные интерактивные приемы и методы. Находкой для нас стала сенсорная комната.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы.

Дети в сенсорной комнате не подвергаются никаким давлениям извне и ощущают себя в защищенности и безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, реализовать потребности в игре и движениях в приспособленной, безопасной среде. Ведь мы знаем, что речевые патологии у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой.

Имеющие нарушения речи у детей с ОВЗ ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока.

Сенсорная комната оборудована многообразно. Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?

Когда мы начинали деятельность по данному направлению, возникали конечно, и трудности в использовании сенсорной комнаты, а именно: какой элемент больше подойдет для работы учителя-логопеда, отсутствие и недостаточное количество методического обеспечения — занятий в сенсорной комнате для учителя-логопеда.

Огромная работа была нами проведена по изучению методической, специальной литературы. В настоящее время в учреждении продолжается работа по разработке картотеки игр и упражнений для коррекционно – логопедической работы учителя-логопеда в сенсорной комнате.

Из всего многообразия элементов и возможностей сенсорной комнаты учитель-логопед в своей коррекционно-логопедической деятельности может использовать следующие элементы:

Сухой бассейн

Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов.

Например: можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука.

Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (Р), а теперь предлагает называть слова с заданным звуком, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков.

Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.

Напольная сенсорная дорожка

Так же используем для индивидуальных или подгрупповых занятий с детьми с ФФНР, ЛГНР, ОНР. Данная работа направленна на совершенствование фонематических процессов, активизации словарного запаса, придумывание сказок, чистоговорок.

Например: Педагог приглашает детей погулять по волшебной лесной поляне, на которой очень хорошо у всех детей получается повторять и придумывать чистоговорки про лесных жителей, например при автоматизации звука «С», выбираем лису.

Дети, двигаясь вперед по сенсорной дорожке, на каждый шаг произносят слог –са,-са,-са остановились, произносят: в лесу бегает лиса: движения на месте имитируя бег. Шагают вперед произнося: су-су-су-. Останавливаются и произносят: я боюсь лису: и приседают на месте. Присев произносят: сы-сы-сы, радостно встают и подпрыгивают на месте произнося: нет уже лисы.

Цель: способствует развитию рецепторов стоп, тактильного восприятия, координации движений, автоматизации заданного звука.

Проектор направленного света, зеркальный шар

Например, разглядывая зеркальный шар, можно с детьми поиграть в игру: «Скажи какой?». Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображение.

Воспиатнники встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. (Одновременно работают проектор направленного света, зеркальный шар, возникает эффект бесконечного множества бликов, который напоминает падающий снег). Педагог называет слово и кидает мяч кому-либо извоспитанников. Дети передают мяч по кругу, называя при этом действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег падает, идёт, хрустит, тает, искриться, сверкает).

Речевые упражнения с элементами сенсорной комнаты могут значительно усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности, а значит, будут благотворно влиять на развитие зрительно – моторной и зрительно – слуховой координации, способствовать артикуляционной памяти.

Занятия с детьми с ОВЗ, в сенсорной комнате способствуют:

  • развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
  • обогащению и совершенствованию словаря по изучаемым лексическим темам;
  • закреплению навыков грамматически правильной речи;
  • развитию диалогической формы речи.

Сенсорная комната может помочь ребенку запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления и знания об окружающем мире.

Романова Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МБУ д/с №27 «Лесовичок»,
город Тольятти

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.