Основные этапы и методы развития дыхательной функции у дошкольников с заиканием

Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно. На логопедических занятиях с заикающимися детьми повышенное внимание необходимо уделять следующим моментам:

– активное внимание к фазе вдоха;
– осуществление вдоха в момент физической нагрузки;
– реализация упражнений в определенном темпо-ритме.

Вся программа по развитию у заикающихся дошкольников дыхательной функции включает в себя пять этапов. Каждый этап имеет свою задачу и реализуется комплексом упражнений.

Этап I. Формирование грудобрюшного типа дыхания.

С целью закрепления навыка грудобрюшного типа дыхания, дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день по 2-4 минуты и повторяются в течение четырех недель.

Пример упражнения на данном этапе: «Бегемотик»: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет игрушку (потом ладонь) на область диафрагмы. Инструкция направлена на активизацию произвольного внимания ребенка к проприоцептивным ощущениям, возникающим при грудобрюшном типе дыхания. Инструкция: «Запомни, как твой живот дышит и качает игрушку». Упражнение длится не более двух-трех минут.

Этап II. Обучение приемам дыхательной гимнастики с использованием элементов парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Второй этап длится 10 недель и включает в себя три комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики:

1 Комплекс (4 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики.

2 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе ходьбы.

3 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе сложных двигательных упражнений.

На данном этапе можно использовать методические пособия И.Н. Кочетковой (Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.: Образ-Компани, 2004. 32 с.), М. Щетинина (Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2008. 368 с.), О.И. Асташенко (Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! М.: Вектор, 2010. 112 с.)

Этап III. Развитие фонационного дыхания.

Данный этап длится 6 недель и включает в себя комплекс упражнений по развитию фонационного выдоха.

Например: упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз. Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. А теперь давайте вместе споем». Логопед привлекает активное внимание к медленному опусканию рук и длительному пению звука: «Руки опускаем медленно, еще медленнее и красиво поем».

Обучение пению последующих звуков О, У, И, Э проходит аналогичным образом, меняется лишь движения рук, которые после быстрого поднятия вверх медленно опускаются то прямо перед собой, то через стороны, то сгибаясь в локтях.

Еще один пример упражнений на данном этапе состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.)

Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку). А теперь вместе». Взрослый вместе с детьми пропевает ряд гласных. «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией). Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.

Этап IV. Развитие речевого дыхания.

Этап длится 10 недель и включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие выдоха, в процессе которого последовательно по времени ребенок произносит отдельные слова, короткие фразы, короткие стихотворные строки.

Например: Выполняется вдох и на выдохе произносится нараспев, «тянется» слог — МЫ, ЗА, ЗИ, ЗО, ЖА и т.д. Затем выполнялся еще один вдох и на выдохе произносится образованное на основе слога слово: (МЫ- ЛА, МЫ-ЛО, ЗИ-НА, ЗО-Я, ЖА-ЛО, ЖА-БА и т.д.). Инструкция: «Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Сначала мы будем произносить волшебные слоги, а т.к. слоги волшебные, то из них у нас будут вырастать слова, которые мы также будем произносить. Послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и на выдохе нараспев произносит слог: МА-А-А вместе с движением руки вниз. Затем опять делает вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А и опускает руку вниз. «А теперь вместе». Логопед движением руки вверх помогает сделать перед произнесением слога и слова вдох, а медленным движением руки вниз- произнести их нараспев.

Еще один пример упражнений на данном этапе: Выполняется вдох и на выдохе произносится фраза, состоящая из 2-х слов: из только что произнесенного слова и нового: МАМА МЫЛА (МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ПОЛЯ ПИЛА и т.д.). Инструкция: «Сначала мы будем произносить одно слово, а затем, присоединив к нему «паровозиком» второе слово, получим предложение, которое тоже произнесем сразу вместе с первыми, как паровозик с вагончиком, которые едут вместе. Посмотрите и послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох вместе с движением руки вверх, на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А с движением руки вниз. Затем делает вдох с движением руки вверх и на выдохе также нараспев произносит с одновременным движением руки вниз: МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А. «А теперь — вместе».

Каждое последующее слово и двухсловную фразу экспериментатор сначала произносит сам, а затем вместе с детьми.

В последующем речевая задача усложняется и становится сначала трех-, затем четырехсловной. Перед инструкцией повторяются предыдущие упражнения. К повторенным двухсловным фразам прибавляется третье слово. Инструкция: «А теперь мы будем с вами присоединять к паровозу новые вагончики». Экспериментатор рисует схему, называя каждое слово-«вагончик»: «Мама» «Мыла» «Милу». «А теперь вместе произнесем».

Аналогично составлялась и произносилась четырехсловная фраза: МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ, МАМА ШИЛА ПЛАТЬЕ КУКЛЕ, У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫ и т.д.

Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач.

Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель.

Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем».

Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе».

Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице.

Основные этапы и задачи логопедической работы, направленной на развитие речевого дыхания у заикающихся дошкольников

Этап

Задачи

Длительность

I. Формирование грудобрюшного типа дыхания Развитие грудобрюшного типа дыхания у детей

4 недели

II. Обучение приемам дыхательной гимнастики с использованием элементов парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой Обучение детей приемам парадоксальной дыхательной гимнастики

10 недель

III. Развитие фонационного дыхания Развитие фонационного выдоха

6 недель

IV. Развитие речевого дыхания Развитие речевого дыхания для реализации простых речевых задач

10 недель

V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач Тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста

5 недель

В целом, как показывает опыт, предложенная поэтапная система работы и комплекс дыхательных упражнений позволяет нормализовать дыхательную функцию у детей с такой сложной речевой патологией, как заикание, за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха и автоматизации грудобрюшного типа дыхания, а также оптимизирует процесс становления плавной речи у заикающихся дошкольников.

Куликова Татьяна Валерьевна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад №314,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание, Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.