Этот легкий — трудный русский язык [практикум для педагогов дошкольного учреждения]

Легкий-трудный русский язык - Практикум для педагогов ДОУ

Люди изучают русский язык, чтобы больше узнать о нашей стране. О стране Пушкина, Чехова, Толстого. О стране Павлова, Менделеева, Королёва. И никто не может сейчас просто запретить изучать русский язык. Но можно уговорить: не изучайте этот язык, он-де такой трудный, что вы его не одолеете…

Так трудный он или нет на самом деле? Как вы думаете?

Чтобы выучить любой язык, надо приложить усилия. И даже если что-то в нем кажется лёгким, будьте уверены: что-нибудь да окажется трудным.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – дано привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно:
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

Давайте и мы с вами отправимся в сказочную страну детства и поиграем в разные речевые игры.

Я вам предлагаю побыть знатоками русского языка.

1. Метаграммы

В слове, зашифрованном метаграммой, нужно одну из букв заменить буквой, указанной в тексте метаграммы, тогда получится новое слово, которое и наведет на полную отгадку метаграммы. (например: с /б/ — смертельной я бываю, с /м/- меха я пожираю, с /р/ — актеру я нужна, с /с/ — для повара важна. Здесь зашифровано слово «боль». Если в нем сменить последовательно /б/ на /м/, /р/, /с/, то получим «моль», «роль», «соль».

Меня ты не напрасно ценишь – тебя насытить я могу.
Но если /у/ на /е/ ты сменишь, я по деревьям побегу. (булка-белка)

С /н/ я с музыкой в ладу, с /с/ на пасеке в саду,
Удели минуток пять – постарайся все узнать. (ноты — соты)

Когда я с /д/- меня сорвут, когда я с /т/- на мне плывут. (плод — плот)
Я с буквой /в/ — угрюмая ночная птица, а с буквой /д/ в воде умею растворится. (сова — сода)

2. Игра «Любопытный»

Ведущий. На любой вопрос с помощью микрофона отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука /С/.

- Как вас зовут?
- Как называется город, в котором вы родились?
- Кем вы работаете?
- Какое у вас хобби?
- Назовите ваше любимое блюдо.
- Какой у вас любимый напиток?
- Назовите месяц вашего рождения.
- Как зовут вашего мужа?
- Как называется учреждение, в котором вы работаете?
- Назовите вашего любимого эстрадного артиста.
- Назовите город, в котором мы живем.
- Какую бы вы хотели получать заработную плату?
- Какие вывески вы встречали в нашем городе?

3. Игра «Языколомки»

Ведущий предлагает каждому из корзинки взять по одному листочку, на котором написана скороговорка и проговорить ее (см. приложение).

4. Игра «Вопросы на засыпку»

• Как из столба сделать без помощи инструментов стол? (убрать букву /б/).
• Можно ли из фантика сделать красивый бант для девочки? (да, достаточно букву /ф/ заменть на букву /б/)
• Как правильно назвать самое крупное животное на свете: гигипопотам, гегипопотам, гигепопотам, гегепопотам (правильно — гипопотам).
• Что находится между городом и селом (союз /и/).
• Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
• Как перечислить пять дней недели, не называя их по названию? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
• Что можно поддержать, не дотрагиваясь до него? (разговор)
• Когда руки бывают местоимениями? (когда они вымыты)

5. Игра «Придумай рассказ»

Ведущий. Необходимо придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук [Д].

Двадцатое декабря, дубарина… Дорога «Донецк — Днепропетровск». Дальнобойщик Дмитрий Дубинин движется домой до Донецка. До дома далековато — двесте двадцать. Дубинин держит девяносто. Дизель дымит, движок дрынчит. «До дома дотяну», — думает Дмитрий.

6. «Поставь правильно ударение»

Алкоголь, алфавит, блюдо, включит, грушевый, договор, дозвонишься, досуг, дремота, завидно, запломбировать, звонишь, звонит, искра, каталог, квартал, километр, кладовая, красивее, кухонный, мусоропровод, начать, некролог, обеспечение, облегчить, оптовый, пломбировать, повторит, позвонишь, понял, премировать, приговор, пуловер, сливовый, танцовщик, убрано, углубить.

7. Все из «О»

По сигналу логопеда педагоги на листочке бумаги начинают рисовать буквы «О» (большие и маленькие). После того, как логопед скажет «стоп», игроки перестают рисовать, внимательно смотрят на свой «рисунок», пытаясь угадать, на что похоже, дорисовывают и дают название своему рисунку.

8. «Бой словам – «паразитам»

У многих людей речи встречаются слова, которые называются «паразитами», ибо они не несут никакого смысла, а только путают мысль. Это такие словечки, как «так сказать», «ну», «вот», «это», «в общем», «короче», «значит», «в принципе», «понимаешь» и т.п. Чтобы подчеркнуть ненужность, двусмысленность таких слов, предлагаю вам прочесть стихотворение «Наша Таня громко плачет», вставляя слова «паразиты»:

Наша, понимаешь, эта Таня, вот, громко, значит, плачет.

Уронила, так сказать, значит, это, в речку, короче, мячик.

Заключение

Любое слово – это тайна, в которую необходимо проникнуть. Значит, и человек, и слово требуют особо внимательного к себе отношения.

Всем следует знать, что скудное, вульгарное, тем более похабное слово – это характеристика уровня культуры нации. Речь требует к себе бережного отношения и защиты от словесного мусора.

Культура речи — это культура мысли и культура поведения – показатель общей культуры человека.

Умное слово — о слове
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
Способно слово, изменяя лад…
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я. Козловский)

Мудрые высказывания (для оформления помещения)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» К. Г. Паустовский

«Нет магии сильней, чем магия слова.» А. Франс

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное». Л. В. Успенский

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых он состоянии совершать чудеса» И. С. Тургеньев

Скороговорки

Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Бабкин боб расцвёл в дождь — будет бабке боб в борщ.

Баран-буян залез в бурьян.

Барбитураты Барби брала брутто, бурбон Барби брала бурно.

Бесперспективняк.

Беспечность любит обеспеченность.

Блеск лаконизма — близость комизма.

Бобр, будь добр, добудь кобр.

Болгар моргал болгарке.

Бранденбургские рододендроны из дендрария.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

В Луку Клим луком кинул.

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.

В один, Клим, клин колоти.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

В Чите течёт Читинка.

Валерик съел вареник, а Валюшка вартушку.

Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Мастер-класс

Посмотрите ещё:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста

Один комментарий к материалу: "Этот легкий — трудный русский язык [практикум для педагогов дошкольного учреждения]"

  1. Вероника П.:

    Отличный практикум, Ирина Николаевна. Обязательно проведу такой у себя на работе. Спасибо!
    Кстати, подойдет и как викторина по рус. языку для средней или старшей школы.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.