Формирование фразовой речи у детей дошкольного возраста в процессе трудового воспитания

Формирование фразовой речи в процессе трудовой деятельностиНаблюдение за трудом взрослых, беседы, непосредственное участие воспитанников и взрослых в трудовой деятельности, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин, составление предложений и рассказов на эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый, ответственный».

Фразовая речь в процессе трудовой деятельности – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя протяжённость речевых высказываний, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию.

Характерными нарушениями фразовой речи в процессе трудовой деятельности являются:

  • Короткие малоинформативные фразы,
  • При построении предложений опускаются или переставляются отдельные члены предложения,
  • Неправильно оформляются связи слов внутри фразы.

Существуют различные формы и пути, направленные на формирование трудовых навыков и одновременно на развитие фразовой и связной устной речи дошкольников.

На начальном этапе формирования трудовой деятельности одними из форм являются:

  • Специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых,
  • Наблюдения,
  • Экскурсии и походы,
  • Организованные посещения кухни, кабинета врача и т. п.,

в процессе чего ведётся активная беседа, как один из основных методов развития фразовой речи дошкольников.

На таких занятиях необходимо чётко отслеживать, чтобы дети отвечали на поставленные вопросы полным предложением, а не одним словом или словосочетанием.

Такая форма работы также позволяет уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, пробуждает любознательность и интерес к деятельности, способствует к выработке положительного отношения, проявлению уважения к труду взрослых.

Другая форма работы – это совместная трудовая деятельность взрослых и детей, где взрослые являются не только организаторами, но и непосредственными участниками трудового процесса.

Эта форма работы включает в себя словесное пояснение своих действий, что помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

В процессе такой работы можно использовать такие речевые упражнения как: «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» (данные упражнения направлены на распространение предложений). Например: Коля взял для посадки цветка …, чтобы …

Особенно важная форма работы это — чтение и пересказ художественных произведений, разучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Известно, что в формировании связной речи особая роль принадлежит пересказу и разучиванию, т. к. художественный текст помогает детям обогатить словарь, усовершенствовать структуру речи, усвоить норму построения предложений, воспитать у себя чувство языка.

Наиболее важной формой работы в процессе трудовой деятельности является составление рассказов по сюжетным картинам, серии сюжетных картин («Что сначала, что потом?»), составление рифмочек на трудовую тематику, составление речевых высказываний как плана предстоящей трудовой деятельности (игры «Волшебная цепочка», «Скажи дальше» направлены на распространение предложений). Для достижения лучших результатов при составлении рассказов можно использовать опору на отдельные слова, вопросы, предметные картинки в качестве схемы — плана к рассказу или речевому высказыванию (фразе, предложению).

Особая роль в процессе развития фразовой речи на основе трудовой деятельности уделяется формированию предикативного словаря у дошкольников. Для полноценного овладения фразовой речью необходимо сформировать у дошкольников богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

Чаще всего у детей дошкольного возраста выделяют две группы ошибок в употреблении глаголов: ошибки словоизменения и словообразования. Дети смешивают окончания глаголов при их изменении по лицам и числам («она моют»), допускают ошибки при образовании возвратных форм глаголов («девочка умывает» вместо «девочка умывается»), иногда опускают или заменяют приставки в глаголах.

Для облегчения освоения детьми глагольной лексики следует систематизировать материал, выделив несколько групп глаголов:

  • действия – перемещения объекта в пространстве;
  • действия, связанные с профессиональной деятельностью людей;
  • действия, связанные с трудовой деятельностью людей;
  • действия по издаваемым звукам предметов, объектов;
  • действия – состояния человека.

К каждой группе глаголов желательно заготовить картинный материал с целью концентрации внимания ребёнка только на действии объекта, предмета. Таким образом, формирование предикативной лексики дошкольников в процессе развития фразовой речи будет проходить успешнее, что, в свою очередь, будет являться залогом дальнейшего овладения письменной речью.

Для развития фразовой речи в процессе трудовой деятельности можно использовать следующие речевые упражнения:

  1. «Путаница» (преобразование деформированной фразы, где, например, в предложении имеются ошибки в употреблении падежных окончаний существительных и прилагательных),
  2. «Собери предложение» (слова в предложении стоят в разном порядке),
  3. «Вставь пропущенное слово в предложение» (особенно важно умышленно упускать предлоги из фразы),
  4. «Закончи фразу (предложение)».

Линкевич Екатерина Юрьевна,
учитель-дефектолог,
МАДОО «Центр развития ребёнка –
детский сад № 152» г. Перми

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.