Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

Представление опыта работы учителя-дефектолога по формированию слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития

На память часто жалуются, часто восхищаются ею. В древние времена люди делали зарубки «на память» на кустах дерева или камнях, вели счет, завязывали узелки на веревках.

Мы окружили себя записными книжками, дневниками, конспектами, диктофонами.… Сколько всего, чтобы не забыть что-либо нужное и ценное!

Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и переживал, прочитал и понял.

Память – это возможность узнать и вспомнить знакомые предметы и людей, воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию. Вот как о памяти говорят народные пословицы: «Доброму – память добрая», «По старой памяти – что по грамоте».

С древних времен люди пытались развивать свою память, изобретали приемы, помогающие запомнить нужную информацию, получившие общее название «мнемотехника» (от греческого мнемо – «память»).

В древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемозина стала матерью девяти муз: Эрато – лирической поэзии, Клио – истории, Мельпомены – трагедии, Эвтерпы – песни, Каллиопы – письменности, Полигимнии – музы гимнов, Терпсихоры – танца, Талии – комедии, Урании – астрономии. Отцом их считался сам Зевс – громовержец. Так, в соединении с памятью, божественное первоначало подарило миру искусство и творчество.

Существует несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная, осязательная, и т.д.

Улучшение памяти по мере взросления связано с двумя факторами:

- во–первых, взрослея, ребенок обучается более эффективным стратегиям запоминания (то есть действиям, улучшающим запоминание);

- во–вторых, расширение знаний об окружающем мире позволяет ребенку организовать поступающую информацию более совершенным образом, а, следовательно, лучше ее запоминать.

В раннем детстве наиболее развита двигательная и эмоциональная память. Чем интереснее предмет, которым манипулирует ребенок, тем лучше он запомнится.

У детей 3-4 лет память носит непродуктивный характер: ребенок не делает активных попыток запоминания, а лишь усваивает то, что запоминается само собой. Именно с этого возраста необходимо ставить перед ребенком задачи по запоминанию имен взрослых, стихотворений, правил поведения.

К 4 годам, с развитием восприятия, «подключаются» и другие виды памяти. Нередко мы замечаем, как четырехлетний карапуз без труда цитирует рекламные блоки. Это связано с развитием слуховой памяти. Способность запоминать на слух легко развить, читая малышу детские стихи и рассказы.

Тренировка зрительной памяти у детей трех – пяти лет – залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста. В этом возрасте не менее важно формирование моторной, двигательной памяти. Повторяя движения, ребенок совершенствует свои навыки, доводя их до автоматизма.

Задача взрослых – проследить, чтобы закрепился правильный навык. Так, от умения держать в руках карандаш, кисточку и ручку, зависит точность воспроизведения, подвижность руки, сила нажима, продолжительность работы. Неправильное расположение кисти и пальцев рук приводит к быстрой утомляемости и появлению напряжения, что замедляет выполнение заданий ребенком и в конечном итоге приводит к потере интереса к письму и рисованию.

«Чистые» виды памяти практически не встречаются – чаще работают смешанные типы с преобладанием того или иного вида памяти.

Одной из особенностей детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, памяти и внимания.

Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большей продуктивности непроизвольного запоминания.

Недостаточность произвольной памяти у этих детей в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (М.И. Лисина). Дети с ЗПР не проявляют инициативы в общении, используют невербальные средства, пассивно ожидают помощи взрослого, оценки их действий. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, взрослый стремится вызвать у них потребность в сотрудничестве, учит обращаться за помощью, оценивать их.

Свою работу я построила по двум направлениям: развитие слуховой и зрительной памяти.

Первый этап

Диагностика

Чтобы начать целенаправленную работу по коррекции всех сторон памяти, проводим исследование функций данного психического процесса детей старшего дошкольного возраста.

Для наиболее точной диагностики мною использовались многократно апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя как в исследовательских, так и диагностических целях методики.

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала, определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

*Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия. Адаптивный вариант для детей младше 7 лет «Запоминание 8 слов» предложен Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов».

Слуховая память

(1 задание)

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Материалы: набор из 8 слов: лес, хлеб. окно, стул, вода, брат, конь, гриб,

Инструкция: «Сейчас я прочту 8 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.»

Ход: слова предъявляются в медленном темпе с четкой интонацией. Затем слова сразу же воспроизводятся испытуемым. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Анализ результатов: за каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по 1 баллу. Примечание: изменение слова считается ошибкой (например, солнце – солнышко, окно – окна).

(2 задание)

Материал: таблица цифровых рядов. Вариант А (основной), вариант В (дублирующий).

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр. Постарайся запомнить их и повторить в таком же порядке. Внимательно слушай».

Ход: после этого зачитывается ребенку ряд цифр, с интервалом в 1 сек. Между цифрами, в каждом ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Анализ результатов: если ошибка допущена, то ребенку зачитывается ряд цифр дублирующего варианта состоящего из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просят ребенка повторить:

           Вариант А                                                          Вариант Б

3   8   6                                                                6   1   2

3   4   1   7                                                           6   1   5   8

8   4   2   3   9                                                      5   2   1   8   6

3   8   9   1   7   4                                                 7   9   6   4   8   3

5   1   7   4   2   3   8                                            9   8   5   2    1   6   3

Зрительная память

(1 задание)

Цель: определение уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Материалы: таблица из шести изображений предметов и таблица из двенадцати изображений предметов.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинку с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 20 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.

Анализ результатов: Ребенку засчитывается 1 балл за каждую фигуру. Максимальное количество правильно угаданных фигур – 6.

(2 задание)

Методика «Узнавание фигур»*.

Материалы: таблица с девятью геометрическими фигурами.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинки с различными фигурками. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить». Ребенку предлагается в течение 10 секунд запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество фигур из предъявляемой таблицы. Время воспроизведения – 1 минута.

Анализ результатов: Максимальное количество правильно угаданных фигур — 9, средний уровень – 5-6 фигур.

Развитие зрительной памяти

 

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей с ЗПР

 

Формирование слуховой и зрительной памяти у детей

 

Методика для исследования кратковременной зрительной памяти.

Методика узнавания фигур

Методика для исследования кратковременной зрительной памяти

Второй этап

После проведения диагностики с детьми проводится следующая работа:

• обрабатываются результаты, подводятся итоги;
• составляется перспективно–тематический план работы по данной теме;
• в индивидуальные планы вносится работа, направленная на коррекцию памяти;
• формируются подгруппы детей, по признаку нарушенной функции;
• составляется перечень игр, направленных на развитие каждой из функций (см. приложение);.
• игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются во фронтальные занятия. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.

Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.

Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Не начинать занятия, если ребенок занят игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложив убрать игрушки и закончив игру. У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроится с игры на занятие.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.

Многочисленные ошибки могут быть, если:

• Ребенок устал;
• Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам (кстати, не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Весь представленный практический материал состоит из трех блоков.

1 блок: Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти

1. «Фотоаппарат»

Инструкция: ребенку предлагается лист с готовыми рисунками (слайд) и рядом стоящими пустыми клеточками: «Посмотри на рисунок, в течении 8-10 секунд, закрой листком бумаги и нарисуй фигуру в пустой клетке».

2. «Близнецы»

Инструкция: «Посмотри и постарайся запомнить подробно до мелочей. Закрой первую картинку бумагой и дорисуй вторую так, чтобы картинки не отличались»

3. «Перестановки»

Инструкция: «Запомни все детали, не спеши, что поможет тебе лучше запомнить. Закрой листком бумаги первый рисунок. Что изменилось на втором рисунке?»

4. «Узоры»

Инструкция: «Посмотри внимательно на первый узор. Постарайся его хорошо запомнить. Закрой листком бумаги и нарисуй точно такой же».

5. «Рассеянный художник»

Инструкция: «Давай проверим, все ли нарисовал художник. Дорисуем недостающие детали».

6. «Вырежи и собери»

Инструкция: «Посмотри и из вырезанных деталей собери такую же картинку».

7. Пиктограммы

Инструкция: знакомство: Пиктограмма – это символическое изображение, какого – либо слова, предложения, или даже текста. В ней отражается самое главное. Сейчас мы будем рисовать пиктограмму к предложению: «Ты должен мыть руки перед едой, так как они грязные и на них могут быть микробы».

8. «Вспомни, что было»

Инструкция: Посмотри и запомни. Переверни лист, и найди предметы с предыдущей страницы.

9. «Числовые цепочки»

Инструкция: Тебе нужно вписать числа в цепочку из геометрических фигур, соблюдая определенные правила, например: если число помещается в круг, то оно должно увеличиться на «1», если в треугольник, то уменьшиться на «1».

2 блок: Игровые задания, направленные на развитие слуховой памяти

1. «Поиграем в мяч»

Инструкция: «Давай сыграем в мяч. Будем называть все живое и неживое, что может передвигаться по воде, все, что бывает зеленого цвета, все у чего есть колеса, и т. д».

2. «Бусы»

Инструкция: «Сейчас мы будем с тобой рисовать бусы. Давай для начала потренируемся. Слушай внимательно и постарайся все запомнить с первого раза. На нитке нарисуй пять бусинок. Все они должны быть квадратными. Нитка делит квадраты пополам, а средняя бусинка должна быть красная».

3. «Цепочка из слов»

«Давай сочиним цепочку из слов на тему «Лес». Можно говорить все слова, которые связаны с лесом, с тем, что там происходит зимой, весной, летом и осенью.

4. «Учим стихи»

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе короткое стихотворение. Внимательно слушай его и постарайся представить себе картинку(на внутреннем экране), которую можно нарисовать для этого стихотворения. А сейчас посмотри на рисунки, которые сделал художник. Один из них правильный, а другие нет. Найди правильный рисунок и расскажи, что в других напутал художник. А теперь давай выучим это стихотворение.

5. «Счет предметов»

Инструкция: «Ты хорошо умеешь считать? Как ты думаешь, сможешь ли ты сосчитать, сколько львов и оленей. Считай по порядку сразу и тех и других. А теперь я буду показывать тебе карточки. Считать ты должен сразу и тех и других, нигде ничего не записывая и не загибая пальцев.

6. «Кто назовет больше»

Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков. Назови как можно больше имен девочек. Мальчиков. Сказочных героев.

3 блок

Игровые задания, направленные на развитие двигательной и эмоциональной памяти

Используются в рамках фронтального занятия, как организационный момент и как минутка отдыха

• «Разукрась картинку»

Инструкция: «Ребенку предлагается разукрасить картинку, вспомнив, где и когда он мог ее видеть или похожую на нее».

• «Делай раз, делай два»

Инструкция: я показываю движения, а ты посмотри и постарайся запомнить. Сколько ты движений смог повторить?»

• «Вещи о которых важно помнить»

Инструкция: «Никому не нравится болеть: нельзя бегать, играть, есть мороженое. Давай поговорим о том, что нужно делать ,чтобы быть здоровым. Я буду показывать ,а ты постараешься вспомнить. Затем роли меняются (чистить зубы, умываться)».

• «Пары слов»

Инструкция: «Я тебе буду называть пары слов, а ты запомни и изобрази. Затем назови что у них общего, как их можно связать?» «А теперь я буду показывать тебе движения, а ты вспоминай слово и его пару. Меняемся ролями».

• «Разные вещи»

Инструкция: Это хитрое задание. Вспомни, без чего человек не может обойтись в жизни, а без чего может. Обведи в кружок те предметы на картинках, которые необходимы. В квадрат – без чего можно обойтись. Подумай какие нужны для дела, а какие просто доставляют удовольствие и радость.

• «Имитатор»

Инструкция: «А сейчас ты будешь изображать лошадку:

- ты маленький жеребенок: скачешь, высоко задирая ноги;
- ты укладываешься спать возле мамы – лошади;
- ты боишься , потому что остался один;
- ты смелый, гордый конь;
- ты старая дряхлая кляча;
- ты отдыхаешь, пасешься на лугу.

Теперь нарисуй историю про лошадь. Вспомни, на каких еще животных ездят люди»

• «Профессии»

Инструкция: «Я покажу тебе, что умеет делать человек этой профессии, а ты угадай. Теперь твоя очередь. Какие профессии мы с тобой изображали, давай вспомним»

• «Какого цвета твоя радость»

Инструкция: «Вспомни, когда ты радовался, обижался, или грустил. Каким цветом ты мог бы нарисовать свою радость, грусть, удивление, страх, обиду» «Давай нарисуем ковер чувств, где каждое чувство будем рисовать тем цветом, которое ты только что выбрал. На ковре ты можешь уделить им столько места, сколько хочешь. Но не забудь, места должно хватить для всех чувств. А теперь изобрази, как если бы грустила лиса, медведь, цветок, и т.д».

Результаты диагностики слуховой и зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (2009 – 2010 г.) начало года

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Слуховая память

 

-

27% (3ребенка)

73% -

( 8 детей)

Зрительная память

-

35 %

(6 детей)

65%

(7детей)

Результаты диагностики слуховой и зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (2009 – 2010 г.) конец года

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Слуховая память

 

-

42% — 5 детей 58% — 8 детей
Зрительная память

 

-

58% — 8 детей 42% — 5детей

 

Перспективный — тематический план работы

Месяц,

 неделя

Лексическая тема

Игра

Использование на занятиях

Сентябрь3 неделя Улица.Наш д/сад.

 

«Близнецы»«Перестановки»

«Поиграем в мяч»

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
4 неделя Игрушки в группе.Растения в группе. «Фотоаппарат»«Вырежи и собери»

«Поиграем в мяч»

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте

ИЗО

Октябрь1 неделя Начало осени.Цвет предметов (красный, желтый, синий). «Числовые цепочки»«Учим стихи»

 

ФЭМП,Художественная литература
2 неделя Второй месяц  осени.Деревья и кустарники

на участке д/с.

«Рассеянный художник»«Счет предметов»

 

ОЗОМ,ФЭМП.

ИЗО

3 неделя Деревья, кустарники,цветы сада.

Цвет предметов (желтый, красный, оранжевый)

«Близнецы»«Цепочка из слов на тему «Лес»»

 

ОЗОМ,Художественная литература,

 

4 неделя Овощи, фрукты, ягоды.Обобщающие понятия. «Фотоаппарат»«Учим стихи»

 

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
Ноябрь1 неделя Поздняя  осень.Цвет предметов

(фиолетовый, синий, красный).

«Вспомни, что было»«Цепочка из слов на тему «Осень»»

 

 ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
2 неделя Дикиеживотные.

Цвет предметов

(черный, белый, коричневый).

«Близнецы»«Учим стихи»

 

ОЗОМ,Художественная литература,

 

3 неделя Домашниеживотные.

Цвет, форма и величина предметов.

«Фотоаппарат»«Узоры»

«Числовые цепочки»

 

ФЭМП. ОЗОМПодготовка руки к письму
4 неделя Домашние птицы.Повторение. «Перестановки»«Рассеянный художник»

«Счет предметов»

ОЗОМ,  ФЭМП,ИЗО
Декабрь1 неделя Зима.Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой.  «Пиктограммы»«Цепочка из слов»

 

Художественная литература,ОЗОМ
2 неделя Зимующие птицы.Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?» «Перестановки»«Числовые цепочки»

 

ОЗОМ, ФЭМП,ИЗО
3 неделя Моя семья.Сравнение предметов по величине. «Близнецы»«Поиграем в мяч»

«Кто назовет больше»

ФЭМПХудожественная литература

ОЗОМ

4 неделя Новый год в семье.Сравнение предметов по величине. «Узоры»«Счет предметов»

 

ОЗОМ,ФЭМП

Подготовка руки к письму

Январь2 неделя Наш дом.Мебель в доме. «Пиктограммы»«Учим стихи»

 

ОЗОМХудожественная литература
3 неделя Бытовые приборы.Посуда. «Вспомни, что было»«Кто назовет больше» ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
4неделя Одежда.  Обувь. «Близнецы»«Рассеянный художник»

 

Художественная литература,ОЗОМ

ИЗО

Февраль1 неделя Стройка и строительныепрофессии.

Форма предметов (круг и овал).

«Пиктограммы»«Дорисуй»» ОЗОМ,ФЭМП

ИЗО

2 неделя Общественные зданияв городе.

Повторение.

«Пиктограммы»«Вспомни, что было»

 

ОЗОМ,Художественная литература
3 неделя Профессии работниковд/сада.

Профессии

Работников  д/сада.

«Рассеянный художник»«Поиграем в мяч»

 

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте

ИЗО

4 неделя Наша страна — РФ.23 февраля-

День защитников

Отечества.

«Узоры»«Пиктограммы»

 

Художественная литератураОЗОМ,

Подготовка руки к письму

Март1 неделя Весна.8 Марта. «Перестановки»«Вырежи и собери»

«Бусы»

«Цепочка из слов»

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
2 неделя Насекомые.Повторение. «Вспомни, что было»«Рассеянный художник» ОЗОМ,Художественная литература

ИЗО

3 неделя Отличительные признакивесны.

Комнатные растения.

«Перестановки»«Учим стихи»

 

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте
4 неделя Школьныепринадлежности.

Повторение.

«Фотоаппарат»«Вспомни, что было»

 

ФЭМП, ОЗОМХудожественная литература
Апрель1 неделя Городской наземный транспорт.Железнодорожный тр. «Рассеянный художник»«Цепочка из слов»

 

ОЗОМ,Подготовка к обучению грамоте

ИЗО

2 неделя Транспорт воздушный.Транспорт  водный. «Перестановки»«Цепочка из слов» ФЭМП Художественная литература,ОЗОМ
3 неделя Повторение. Рыбы. «Фотоаппарат»«Счет предметов» ОЗОМ,  подготовка к обучению грамоте
4 неделя Машины, облегчающие труд людей.Москва – столица России. «Пиктограммы»«Бусы»

 

ФЭМПХудожественная литература
Май1 неделя 9 Мая- День победы.  «Перестановки»«Пиктограммы»

 

ОЗОМ,Художественная литература
2 неделя После весны-лето.Повторение. «Фотоаппарат»«Бусы»

 

ФЭМПХудожественная литература

Приемы для развития слуховой и зрительной памяти, предложенные в этой статье, помогут ребенку добиться успеха в учебе и обрести уверенность в своих способностях. Вы почувствуете, как ребенок учится отсеивать ненужную информацию и с ранних лет рационально сможет использовать свою память. Кроме того, в занятиях с дошкольником окрепнет и ваша память.

Успехов вам в благородном деле!

Борисова Аксана Викторовна,
учитель-дефектолог, г. Ноябрьск ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.