Особенности работы по формированию словаря в разновозрастной группе

ДетиОвладение дошкольниками лексикой родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. И тот факт, что в группах, таких как группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зачастую присутствуют дети и старшего и младшего дошкольного возраста в существенной мере благоприятно сказывается на развитии активного и пассивного словаря воспитанников. Результативность работы по формированию словаря в разновозрастной группе зависит от правильно организованного педагогом взаимодействия и взаимовосприятия детского коллектива, а так же продуманной образовательной деятельности.

Овладение дошкольниками лексикой родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Подчеркивая важность этого процесса, Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на всем протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие… мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления» [1].

В настоящее время в комбинированных дошкольных учреждениях группы коррекционной направленности комплектуются детьми разного возраста, что, по нашему мнению, создает ряд благоприятных факторов для формирования словаря у воспитанников данных групп.

Когда ребенок растет в большой семье, в окружении младших и старших братьев и сестер, проблем с развитием лексического запаса в соответствии с возрастом зачастую не возникает. Подражая старшим, младшие неосознанно пополняют свой словарный запас. Сама атмосфера семьи способствует активизации речи.

Эффективность обучения в разновозрастной группе в значительной мере обусловливается характером взаимодействия детей разного возраста. Здесь определяются две позиции ребенка: старший и младший. Понятие «старший» во взаимодействии имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиненный статус.

Возрастная стратификация, стереотипы, представления о свойствах и возможностях индивидов того или иного возраста суть некоторые ролевые ожидания, что существенным образом влияет на характер разновозрастного взаимодействия (И.С. Кон) [2].

Старшему ребенку положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях.

Различия в статусе, возрасте осознаются и переживаются как младшими, так и старшими. Это в значительной мере влияет на их взаимовосприятие и в существенной мере благоприятно сказывается на развитии активного и пассивного словаря детей в процессе их взаимодействия.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог учитывает потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения, мотивирует детей со сложной структурой дефекта научиться пользоваться речью, как средством общения. [3].

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Особенности словаря детей в разновозрастной группе и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится методика словарной работы с воспитанниками данных групп.

Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность) и прослеживается на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастного этапа дошкольника к другому.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены основные задачи:

  1. Обогащение словаря;
  2. Уточнение словаря;
  3. Активизация словаря [4].

Все они взаимосвязаны и решаются на практическом уровне.

Обогащение словаря — это количественное накопление слов, необходимых ребёнку для речевого общения с окружающими. Основную часть лексики составляют знаменательные слова, которые служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении.

За счёт знаменательных слов преимущественно и происходит обогащение речи дошкольников на занятиях по развитию речи и по развитию элементарных математических представлений, где детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности, знакомят детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Употребление изученных слов старшими дошкольниками пополняет пассивный словарь младших.

Переход же к обобщениям возможен только тогда, когда ребёнок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. В разновозрастной группе данные возможности увеличиваются за счет взаимодействия детей в игровой деятельности.

Большую роль в обогащении словаря играет ознакомление детей с лексикой фольклорных произведений (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. [5, с.5]

Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель включает в свою речь выражения, смысл которых ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз, капля в море, мастера на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках» и т. п.

Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.

Наряду с закреплением словаря, т.е. освоением значения слов, а также в их запоминании детьми младшего возраста, педагогом разновозрастной группы решается и другая задача:

  • уточнение смысла, углубление его значения у старших дошкольников.

Этот процесс происходит в течении всего учебного года при изучении лексических тем. Например, смысл слов «день защитника Отечества» маленький ребенок, воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника.

В процессе активизация словаря педагог побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря вызывают у детей внимание к выбору слова, формируя точность и ясность речи, увеличивая количество используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивает быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова» [4, с. 23].

Таким образом, при грамотном подходе к формированию словаря дошкольников в разновозрастной группе возможно достижение педагогом успешного решения поставленной задачи.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006 – 420 с.
  2. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
  3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1985. – 214 с.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Сфера, 2001. — 256 с.
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. ст. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

Малыхина Анна Александровна,
учитель-логопед МБДОУ №21
города Армавира Краснодарского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.