Играем с фразеологическими оборотами

Фразеологизмы«Неспроста и не с пуста слово молвится и до века не сломится», — говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, которое стало крылатой фразoй, имеет своё основание, часто — в глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты и знакомит с историей народа.

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ СЛАЩЕ МЁДА!

Верно говорят: нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологию. Но неоспоримо и другое: нельзя как следует овладеть фразеологией, не узнав, откуда и как появился в языке тот или иной фразеологизм, какова его родословная и каков его смысл.

Конечно, многие из владеющих языком знают лишь смысл фразеологизма, не его историю, и это не мешает им использовать всё известное фразеологическое богатство.

Для детей, без сомнения, изучение истории фразеологизма полезно в познавательном отношении, и очень важно для речевой практики. Ведь выбор того или иного фразеологизма определяется конкретной речевой ситуацией.

Знакомство с биографией фразеологизма помогает чётко определить тональность его смысла, сферу применения, а потому и уместность внесения в тот или иной контекст.

Нам показалось целесообразным разработать серию занятий, чтобы уточнять знания детей и знакомить их с народной мудростью — фразеологическими оборотами. Как логопеды-практики, работающий с детьми уже много лет, наблюдающие и корректирующие речь детей дошкольного и школьного возраста, мы пришли к выводу, что сегодняшние дети в силу разных причин не усваивают (или просто не слышат в речи взрослых) пословиц, поговорок, “крылатых” выражений, но в процессе обучения достаточно быстро начинают улавливать смысл и правильно, вовремя их используют.

Для удобства использования материалы занятий поданы как в форме бесед-загадок (для старшего возраста), так и в форме маленьких спектаклей. При проведении, на усмотрение логопеда, можно привлекать и детей.

Хотелось бы, чтобы превалировал познавательный, обучающий момент в занятиях, а нотация, назидание отошли бы на второй план.
Некоторые занятия данного цикла печатались несколько лет назад на «1 сентября».

Занятие. ‘Белка в колесе’.

Кто из вас когда — нибудь видел белочку, живущую в клетке? Не на воле в лесу, а именно в клетке, в вольере. Обычно туда ставят специальное колесо, чтобы белка смогла побегать.

Давайте представим себе такую клетку, такую белку, такое колесо. Бежит в нём белочка. А куда она бежит? Да, она бежит на месте, т.е. никуда не бежит. Она делает очень много движений, но эти движения никуда не ведут. Белка вертит колесо, но сама нисколько не продвигается вперёд.

Послушайте сказку.

Было тёплое летнее утро. Маленький Слоник выглянул в окно и увидел своего друга Бегемотика. Бегемотик бежал со всех ног. В руках у него была огромная лейка. « Как быстро он бежит. Интересно, куда и зачем?» — подумал Слонёнок. Оказалось, что Бегемотик бежал поливать огород. А всю ночь шёл дождик!

Когда Бегемотик понял, что поливать не надо, он бросил лейку, схватил лопату и начал копать яму. Потом выяснилось, что в этом месте яма была не нужна…

«Надо собирать урожай» — решил Бегемотик и… надёргал незрелой моркови и потряс яблоньку.

И так весь день. Вечером Бегемотик пришёл к слонёнку и пожаловался, что очень устал. «Чем же ты занимался целый день?» — поинтересовался Слонёнок. «Дела делал» — ответил Бегемотик. «Да крутился, как белка в колесе, а ведь ничего нужного не сделал, — подумал Слоник, — Хомка очень хороший и добрый, но нельзя же бегать и суетиться не думая. Что же ты хлопочешь без толку?»

Крутиться как белка в колесе — это значит быть в непрестанных хлопотах, заботах, много суетиться. Про такую бестолковую и никому не нужную беготню и говорят: «как белка в колесе».

Занятие. ’Спустя рукава’.

Старая русская одежда обычно была с длинными рукавами. Когда человек работал, рукава засучивали, чтобы они не мешали.
(На одного из детей надевается настоящий русский костюм богатого купца, у которого удлинены рукава.) Посмотрите на Ивана. Какой он нарядный! И работать то в такой одежде не хочется. Но мы ему предложим накрыть на стол посуду, разлить в тарелки суп. А сами понаблюдаем, как Иван будет это делать (ребёнок выполняет, а остальные наблюдают).

Согласитесь, трудно ему приходится. Вот и вилку со стола рукавом смахнул, и в супе рукав намочил. Иван, тебе удобно в такой одежде с такими рукавами? Конечно, неудобно, так и хочется рукава куда-нибудь убрать, засучить.

Если рукава были опущены («спущены»), то работа получалась плохой, небрежной. Работать, что-то делать «спустя рукава» значит… работать небрежно.

Скажите, а про Бегемотика, который «крутился как белка в колесе», можно сказать, что он работал «спустя рукава»?

1) Рамазанова Светлана Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №1944, г. Москва,
2) Репина Марина Геннадьевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №37, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе на тему «Прощай, Букварь» с использованием ИКТ
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]« Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР III уровня «Звуки [л'] – [й]«
Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект индивидуального логопедического занятия «Путешествие в страну звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.