Где живёт чтение?

Раннее чтениеМногие родители начинают готовить ребенка к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы научить дочь или сына читать.

А некоторые ставят и сверхзадачу – научить ребенка читать как можно раньше, хорошо бы в четыре года, в пять лет.

Существует представление, что раннее чтение способствует раннему развитию. И свидетельствует о какой-то фундаментальной одаренности ребенка, о его особом интерес к самостоятельному познанию.

Возможно, родителей подталкивает к этому затаенное желание видеть своего ребенка исключительным; они считают, что могут и обязаны обеспечить его интеллектуальное развитие, чего бы им это ни стоило.

Взрослые нередко уверены: если они будут регулярно и настойчиво заниматься с ребенком – учить его буквам, слогам, писать ему слова, то он наверняка станет успешным читателем.

Некоторые родители вспоминают, что сами без особого напряжения начали читать уже в пять лет, а у кого-то из друзей сын читает уже в четыре года..

Но неожиданно оказывается, что не всякого пятилетнего ребенка можно научить читать. И шестилетние не все готовы овладеть чтением. Да и семилетние нередко читают медленно, с ошибками.

И вот появляются новые ярлыки. Того, кто рано овладевает чтением, считают умным и способным ребенком. А того, кто перед поступлением в школу с трудом складывает буквы в слоги, записывают в «слабенькие», не подающие особых надежд.

Столкнувшись с подобной проблемой, недоуменный родитель начинает мучиться вопросом: а в чем, собственно, причина, чтО не так с моим ребенком? Он нормальный, сообразительный, веселый, активный, но берется читать – как в ступор какой-то входит.

Чаще всего родители видят корень зла в характере своего чада – «он ленится, упрямится, не хочет напрягаться, в голове у него  одни мультики, ему бы только играть, бегать и кричать…»

Почему же для одних детей чтение – развлечение, а для других – тяжкий труд?

Что заставляет ребенка сопротивляться чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?

Известно, что ребенок избегает тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.

Что-то внутри ребенка не позволяет ему легко справляться с чтением.

Умственные способности? Воля? Характер? Воспитание?

А может, надо погрузиться в мозг?

Ведь на ранних этапах развития именно он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.

Что нужно ребенку, чтобы овладеть чтением?

Родителям нередко кажется, что для этого достаточно выучить буквы.

Но буквы некоторые дети знают уже в два с половиной года, однако эти значки несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, — это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б] в слове «бочка».

Чтобы научиться читать, сначала надо научиться слышать и хорошо различать звуки речи, необходимо иметь развитый фонематический слух – фундамент не только успешного чтения, но и общего речевого развития.

Маленький ребенок, слыша и произнося слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).

Родители часто замечают, что ребенок плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.

Мало кому приходит в голову, что именно так он и слышит – его фонематический слух еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача», а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах еще не вычленяет).

Когда фонематический слух разовьется настолько, что ребенок способен уверенно выделять и комбинировать звуковые единицы языка, он готов к овладению чтением – озвучиванию и пониманию написанных слов.

На первоначальных этапах обучения ребенку необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением – чтение вслух.

Полезная асимметрия

Фонематический слух значительно различается у разных детей. И темпы его развития тоже индивидуальны.

У одних он развивается очень рано – родителей радует правильная и чистая речь трехлетнего малыша. Другим надо долго разгоняться, тренироваться и набирать опыт. А некоторые дети нуждается в специальной помощи логопеда.

Почему это происходит?

Что определяет различия в развитии фонематического слуха?

На эти вопросы  помогают ответить современные исследования мозга.

Уже около сорока лет назад было установлено, что с языковыми умениями тесно связано вполне определенное анатомическое образование в коре головного мозга; его латинское название Планум Темпорале (ПТ).

Это образование не одинаково по размеру в двух полушариях мозга: у правшей оно длиннее в левом полушарии, а именно это полушарие отвечает у них за речь.

У левшей же, языковая деятельность которых поддерживается, напротив, правым полушарием, ПТ больше как раз в нем.

Такую асимметрию исследователи зафиксировали на различных стадиях развития человеческого мозга – она есть у плода, у новорожденного, у школьника. И у взрослого человека тоже.

Именно эта асимметрия важна для развития языковых умений.

Но в случаях, когда асимметрия отсутствует, когда размер ПТ одинаков обоих полушариях, отмечаются расстройства языковых навыков как у детей, так и у взрослых.

Где живёт чтение?

Само ПТ состоит как бы из двух ветвей, образованных горизонтальными или вертикальными волокнами. Прежде, когда измеряли размеры ПТ, длины горизонтальной и вертикальной ветвей складывали.

Совсем недавно психологи из университета американского штата Флорида решили посмотреть на них по отдельности, чтобы определить вклад каждой в развитие фонематического понимания.

Оказалось, что имеет значение только величина асимметрии горизонтальных ветвей разных полушарий – чем она больше, тем более высокие результаты показывали дети пяти – девяти лет в тестах на фонематическое понимание. (Впрочем, асимметрия вертикальных ветвей ПТ способствует развитию языка по-своему: она подкрепляет усвоение ребёнком жестов и движений, сопровождающих речь.)

В эспериментах участвовали также дети более старшего возраста, от десяти до двенадцати лет.

Все они в целом успешно выполнили тесты на фонематическое понимание (хотя индивидуальный разброс данных , конечно, был).

При этом по величине асимметрии они различались существенно.

Получается, что в этом возрасте анатомическое преимущество в асимметрии, в отличие от пяти- девятилетних детей,  уже не дает значительного перевеса в фонематическом понимании.

Почему?

По мнению исследователей, тут вмешивается школьное обучение.

Почти все дети в течение первых лет обучения в школе развивают необходимое фонематическое понимание и становятся вполне умелыми читателями – независимо от исходного уровня развития фонематического слуха и навыков чтения.

При включении в обучающую среду даже самая маленькая асимметрия горизонтальной ветви позволяет ребенку развить свои фонематические умения и овладеть чтением, орфографией, грамотной речью.

Проще говоря, у одного ребенка генетически заданная область мозга, ответственная за переработку зрительной информации, может быть размером с пятирублевую монету, а другого – с рублёвую. Мозг одного ребенка может переработать , например, три единицы зрительной информации, другого – пять.

Таким образом, величина природной асимметрии горизонтальной ветви ПТ задает, насколько рано начнет развиваться у ребенка фонематический слух, языковые навыки и насколько рано он овладеет чтением.

Дети, у которых асимметрия выражена меньше, свой путь пройдут, но на это потребуется больше времени.

Связь между фонематическим пониманием  и асимметрией сильна на раннем этапе детского развития. Но она ослабляется в более старшем возрасте под воздействием культурных сил, сконцентрированных на развитии грамотности.

А если усиленно развивать навык чтения в раннем возрасте? Приведет ли это к положительным результатам?

Конечно, продолжительное воздействие поступающих из окружающего мира соответствующих стимулов и активное внимание к ним могут увеличить размер уже заданных корковых карт переработки информации. Это произойдет за счет участков мозга, которые предназначены для переработки тех стимулов, которые мало представлены в окружении ребенка и потому воздействуют на мозг менее ощутимо. Корковые карты переработки информации адаптируются и перестраиваются под воздействием окружающей среды. Такие функциональные изменения в их размере и разрешающей способности могут привести, в свою очередь, к локальным изменениям в морфологии, строении мозга.

А нужно ли, вообще, считаться с мозгом?

К пятилетнему возрасту у детей, с активно развивающимся фонематическим пониманием, как предполагают исследователи, может произойти уже значительная потеря правополушарной нервной ткани горизонтальной ветви ПТ, что и приводит к столь явной у них асимметрии.

У детей с другой генетической ориентацией, не связанной с повышенным вниманием к фонематической информации, активно развивается и правополушарная ветвь. Такие дети более внимательны к речевой информации другого род, кодируемой правым полушарием – к ритмико-интонационным элементам речи (её мелодике, относительной силе произнесения слов, общему темпу речи, общей тембральной окраске).

Такое внимание может замедлять нарастание асимметрии, необходимой для овладения чтением.

Отвлечение внимания на ритмико-интонационные элементы речи может задерживать освоение ребенком звукового строя языка.

Становится понятно, что за всё приходится платить. Раннее интенсивное обучение ребенка, активно эксплуатирующее преимущественно левополушарные структуры мозга, может, по мнению ученых, иметь для ребенка дорогую цену.

С другой стороны, когда какая-то часть мозговых структур пассивна, не подкрепляется воздействиями извне, то определенная психическая функция закрепляется только за одной структурой. Раннее овладение чтением значительно сокращает возможность поддержки данных языковых функций правым полушарием мозга.

Чем это грозит?

Дети с рано развитой асимметрией подвергаются бОльшему риску языковых затруднений при восстановлении речи в случае травмы левого полушария мозга.

Принцип естественности в развитии

Как известно, каждый малыш развивается по-разному. У каждого мозга свои сроки созревания. Поэтому дети и начинают понимать язык и осваивать его в широких возрастных диапазонах.

Развитие фонематического слуха показывает, насколько сложно в процессе его становления взаимодействует биологическое и социальное.

Не будем забывать о том, что природные, индивидуальные особенности ребенка требуют исключительного внимания. Вместе с тем настойчивое, активное, последовательное обучение может компенсировать недостаточно зрелую биологическую основу.

Еще  один важный вывод: необходимо избегать, особенно в раннем возрасте, жесткой специализации, ориентации ребенка на один вид деятельности. Пусть даже она ему хорошо дается. Как ранние достижения, так и ранние неудачи отнюдь не прогнозируют однозначно ход развития ребенка.

Задача детского развития в раннем возрасте – приобрести как можно более широкий и многоликий опыт, попробовать себя во многом, лучше «накормить» мозг разнообразными впечатлениями и индивидуальным опытом.

Источник:  LogoPortal.ru

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (17 понравилось, средний балл: 4,94 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: , , ,

Сейчас читают:

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм
Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии» Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии»
Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников
Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников

Отзывы к материалу: "Где живёт чтение?"

  1. Анна:

    Интересная и полезная статья! У нас в саду в младшую группу ходит мальчик, который уже умеет читать, и речь у него очень хорошая, говорит как взрослый. он поздний ребенок, единственный, с ним много занимаются и родтели, и бабушка с дедушкой. Только вот писается он и, извиняюсь, по-большому в штаны ходит. Вот тебе и раннее обучение! Вот и ранняя специализация!
    С удовольствием ознакомлюсь с Вашими новыми статьями!

  2. fiona:

    да, верно подмечено, «читать — раньше, чем ходить!» — девиз некоторых особенно озабоченных родителей.
    особенно, если ребенок единственный и поздний. свои амбиции удовлетворяют. как приятно похвалиться — «а мой уже все буквы знает!».
    никто только не исследовал, куда потом эта «одаренность» девается) И какие последствия для мозга имеет(((

  3. Дефектолог:

    Последний абзац — золотые слова!

  4. мама:

    И всё таки когда же начинать учить читать? Сейчас ведь даже на подготовительные курсы в хорошую школу ребенка не берут, если он читать в 5 лет не умеет(

  5. Маруся П.:

    Спасибо. Интересная статья.
    Я, например, старшего своего тоже рано буквам учила. В 3 года он все знал. Только с чтением любовь у него так и не сложилась(

  6. dina:

    Всё правильно. «Рано знает буквы» не равно «одарённый ребенок». Всё должно гармонично развиваться. Сначала -общеинтеллектуальная база, потом -чтение.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.