Психолого-педагогическая характеристика как средство взаимодействия специалистов и семьи в коррекционном процессе

ХарактеристикаДанный материал адресован в помощь логопедам и дефектологам для составления психолого-педагогической характеристики для взаимодействия со специалистами смежных специальностей.

Часто в группу для детей с ЗПР направляются дети, имеющие сложные нарушения развития ( нарушения аутистического спектра, олигофрения, тнр, психопатии). После первичного обследования и периода адаптации, как правило, возникает необходимость дополнительных консультаций от узких специалистов. Родителям бывает трудно увидеть и объяснить проблемы ребенка в полном объеме, поэтому дефектологу и логопеду необходимо проконсультировать их и составить характеристику, в которой будут описаны те трудности, на которые должен обратить внимание врач, чтобы назначить соответствующее медицинское сопровождение.

Примерная характеристика для психоневролога
на ребенка с ТНР и СДВГ

Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика
на ребенка Никиту Б, 6,5 лет

Никита Б. посещает подготовительную коррекционную группу (3 год обучения) логопедического д/ сада №__.

В картине развития на первый план выступают речевые нарушения (ОНР, 3 уровень р.р.) , нарушения двигательной и эмоционально-волевой сферы.

На протяжении всего периода коррекционно-развивающего обучения отмечается низкая динамика в формировании речевых и моторных навыков. Никита испытывает значительные трудности в овладении фонетическим и грамматическим строем языка. В самостоятельной речи использует простые нераспространенные предложения, с трудом строит собственные высказывания.
Поведение на фронтальных занятиях и при взаимодействии с детьми характеризуется частыми сменами настроения (дурашливость, гримасничанье, неуместный смех, вспышки агрессии, истерический плач, полная астения, апатия).

На индивидуальных занятиях ведет себя адекватно и продуктивно.

В двигательном развитии:

  • характерна двигательная расторможенность, усиливающаяся при длительных статичных нагрузках,
  • испытывает трудности при одевании (20-30 минут),
  • на физкультурных , музыкальных занятиях неловок, движения неритмичны, бедны, в малом объеме,
  • не любит раскрашивать, отказывается от рисования, качество рисунка низкое(изображает отдельные детали предмета), пазлы складывать не любит. Работа в тетради ему очень нравится, работу выполняет точно, аккуратно, педантично, но также медленно.
  • мелкая моторика нескоординирована, неточна, гипотонична, темп выполнения заданий замедлен.
  • артикуляционная моторика характеризуется неточностью, низким объемом движений, некоординированностью, пониженным тонусом мышц. Формирование новых артикуляционных укладов и автоматизация поставленных звуков занимает долгий период времени, так как Никита забывает их; сильно мешают старые, привычные навыки. Слоговая структура слов грубо нарушена. Навыки звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза формируются относительно хорошо. Степа овладел слоговым чтением и письмом двух-трехсложных слов.
  • формирование грамматических категорий осуществляется на огромном количестве наглядного материала и при постоянном повторении. Тем не менее обобщение употребления грамматических форм не происходит, фраза простая и аграмматичная (Я буду сделать, ..)
  • характерны выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведение вербальной информации, наблюдаются выраженные трудности концентрации и распределения внимания.
  • способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей.

Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности неустойчивы и несамостоятельны.

Рекомендована консультация психоневролога для уточнения диагноза и назначения медицинского сопровождения.

Дефектолог______________________
Логопед________________________
Дата_______________________

Примерная характеристика на ребенка
с аутистической симптоматикой для психоневролога

Ваня К., 4,5 посещает подготовительную группу (3-й год обучения) детского сада №___.

В период адаптации на первый план выступили трудности в установлении контакта с детьми и другими взрослыми, мальчик часто капризничал, немотивированно отказывался от деятельности, демонстрировал некритичное, истероидное поведение.

Диагностика выявила существенное отставание в развитии. Отмечалась неравномерность развития ВПФ и общих навыков: сочетание лепетной речи, хорошей механической памяти, достаточно хорошего сенсорного развития(пирамидки, вкладки, сериации), отсутствие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В ходе обучения выявились специфические трудности понимания речи. Ребенок понимает речь буквально, на знакомые вопросы отвечает невпопад. Не умеет использовать полученные речевые навыки в новой ситуации. Создается впечатление, что значение слова закрепляется за конкретной ситуацией, контекстом. Речь изобилует эхолалиями.

На конец года ребенок овладел программными навыками, но не использует их самостоятельно, творчески. Ребенок может продемонстрировать их только в конкретной учебной ситуации. Отмечается положительная динамика в накоплении номинативного словаря, словарь действий формируется с трудом, речь аграмматича.

На данный момент специфические трудности развития не позволяют осуществлять коррекцию и качественно сформировать знания, умения и навыки соответствующие программе для детей с ЗПР.

Направляется на консультацию и лечение к психоневрологу.

Примерная характеристика на ребенка с олигофренией
для оформления документов на инвалидность в СОБЕС

Рома П., 21.11.2005 года рождения, поступил в детский сад №__ в среднюю группу для детей с ЗПР в сентябре 2009 года.

Рома посещает старшую группу для детей с ЗПР коррекционного детского сада. Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не соответствуют возрасту и формируются крайне медленно. Контакт со взрослыми избирательный. С детьми контакт не устанавливает, характерна «игра рядом». Игровые действия носят процессуальный и манипулятивный характер.

В картине речевого развития отмечается грубое нарушение строения артикуляционного аппарата (открытая ринолалия), отсутствие самостоятельной речи, существенное отставание в развитии познавательной сферы, значительное нарушение общей и тонкой моторики. Мышление наглядное, непроизвольное. Обучаемость низкая, помощь не использует.

За период обучения в коррекционной группе отмечается незначительная динамика по всем разделам программы: Ребенок стал лучше понимать обиходно-бытовую речь, научился произносить гласные звуки, различать основные цвета, форму и размер предметов, считать на пальцах до 5 с помощью взрослого, показывает на картинках предметы по лексическим темам.

Формирование знаний, умений и навыков значительно затруднено. Уровень развития существенно отстает от возрастной нормы.

Ребенок состоит на учете у психоневролога и нуждается в подборе коррекционного учреждения для дальнейшего обучения.

Зав. ГБОУ д/с №___
Учитель-дефектолог___
Учитель-логопед___

Согласованная и системная работа всех специалистов по диагностике и коррекции нарушений развития является залогом успешной адаптации и социализации ребенка с ОВЗ.

1) Сидорова Инесса Анатольевна,
учитель-логопед
ГБОУ «Гимназия №1519»,
г. Москва
2) Трошина Елена Борисовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ «Гимназия №1519»,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.