Предлагаю вашему вниманию авторскую игру-презентацию, способствующую правильному употреблению в речи дошкольников с ОНР 3 уровня предложно-падежных конструкций.
Дидактическая задача игры «Эти маленькие слова!» — закрепление знаний о пространственных отношениях предметов; закрепление умений и навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Позволяет добиться исправления наиболее часто встречающихся ошибок при употреблении предлогов, а именно: опускание предлога В, отсутствие предлога НАД, замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В; неправильное употребление падежного окончания существительного; неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Игровая задача – для 1-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по опорным картинкам; для 2-го уровня сложности: выбери схему «маленького» слова и составь с этим словом предложение по картинке.
Игровые действия детей: ребенок с помощью манипулятора «мышь» выбирает щелчком левой клавиши графическую схему подходящего предлога (В, НА, ПО, ПОД или НАД) и озвучивает составленное им предложение (словосочетание).
Правила игры: дети делятся на 2 команды – команда от Незнайки, команда от Малыша и, согласно выбранному взрослым уровню сложности, поочерёдно составляют, озвучивают предложения (словосочетания) с предлогами, выбирают щелчком «мыши» правильную, на их взгляд, схему предлога.
Если ребёнок верно выбрал схему, то рядом с изображениями предметов появляется зелёная галочка, если нет – красный крестик!
Составленные предложения (словосочетания) оценивает взрослый. При затруднении в понимании ребёнком пространственных отношений предметов, логопед задаёт наводящие вопросы (вопрос тогда уже содержит предлог-ответ).
Подготовительная работа. Прежде чем приступить к игре, следует заранее познакомить детей с графическими схемами «маленьких» слов» (предлогов). Значение схемы взрослый может прочитать во всплывающей подсказке на первом слайде в режиме «Показ слайдов» при наведении курсора на каждую из 5-ти схем.
Подведение итогов проводится по количеству набранных командами «крестиков» и «галочек».
Игра «Эти маленькие слова!» может быть полезна не только детям с ОНР, но и другим дошкольникам, допускающим ошибки в употреблении предлогов из-за недостаточной ориентации в пространстве.
Навигация по игре
1. СЛАЙД Запускает задания разных уровней сложности через гиперссылки. Левый верхний угол – работа с опорными картинками, правый верхний угол – работа с сюжетной картинкой. Во всплывающих подсказках при наведении курсора на схемы и картинки можно прочесть задания и предлоги.
2. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Малыша с 1-го слайда и фигурку самого героя в левом нижнем углу. Это означает, что играет команда Малыша. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Куда (во что? – при затруднении) вставляют карандаш для затачивания? Где (на чём?) растут яблоки?
3. СЛАЙД Имеет цветовой фон коврика Незнайки с 1-го слайда и фигурку самого героя в правом нижнем углу. Это означает, что играет команда Незнайки. Схемы предлогов: ПО-В-НА. Примерные наводящие вопросы: Где (по чему?) поедет автобус? Где (в чём?) содержат попугая дома?
4. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) содержат рыбку дома? Куда (во что?) ставят срезанные цветы?
5. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (в чём?) будет сидеть птица? Куда (на что?) поставят тарелку?
6. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) вставят ключ? Куда (на что?) поставят чашку?
7. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Где (по чему?) поедет поезд? Куда (во что?) заберётся пёс?
8. СЛАЙД Команда Малыша. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (во что?) положат грибы? Куда (на что?) вешают новогодние игрушки?
9. СЛАЙД Команда Незнайки. Схемы: ПО-В-НА. Вопросы: Куда (на что?) надо положить книгу? Куда (на что?) надо постелить скатерть? По большой зелёной стрелке, направленной влево возвращаемся на СЛАЙД 1.
10. СЛАЙД Попадаем сюда с 1-го слайда, выбрав гиперссылку в правом верхнем углу. Команда Малыша. Схемы: НА-НАД. Ориентировать ребёнка на предметы: это картина, это кровать. Вопрос: Где (над чем?) висит картина?; цветочный горшок-подоконник →Где (на чём?) стоит горшок?; самолёт-облако →Где (над чём?) пролетает самолёт?; пирог-тарелка→Куда (на что?) положили пирог?
11. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-В. Букет цветов-ваза→Куда (во что?) поставили букет?; подушка-диван→Где (на чём?) лежит подушка?; человек-конь→Где (на ком?) сидит человек?; карандаши-пенал→Куда (во что?) положили карандаши?
12. СЛАЙД Команда Малыша. ПОД-ПО. Кот-стул→Куда (под что?) залез кот?; поезд-рельсы→По чему (по какой поверхности?) поедет поезд?; санки-снег→По чему (по какой поверхности?) едут, катятся санки?; черепаха-кресло→Куда (подо что?) заползла черепаха?
13. СЛАЙД Команда Незнайки. НА-НАД. Бабочка-пруд→Где (над чем?) пролетает бабочка?; труба-крыша→Куда (на что?) установили трубу?; цветочный горшок-картина→Где (над чем?) висит кашпо?; медведь-пень→Где (на чём?) сидит медведь?
14. СЛАЙД Команда Малыша. В-НА. Рыбки-аквариум→Где (в чём?) содержат рыбок?; птица-ветка→Где (на чём?) сидит кукушка?; посуда-стол→Куда (на что?) поставили посуду?; белка (лиса)-дупло (нора) →Где (в чём?) спит белка (лиса)?
15. СЛАЙД Команда Незнайки. ПО-ПОД. Собака-дерево→Куда (под что?) спряталась собака?; корабль-море→По какой поверхности (по чему?) плывёт корабль?; девочка-тропинка→Где (по чему?, по какой поверхности?) шагает девочка?; заяц-гриб→Где (под чем?, куда?) спрятался заяц? По большой зелёной стрелке, направленной влево, возвращаемся на 1-й слайд.
16. Слайд Источники изображений.
Важно: с любого слайда можно вернуться на 1-ый, нажав Esc→F5
Краснова Елена Юрьевна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
логопедический пункт МБДОУ ЦРР ДС №1 «Смоляночка»
г. Смоленск