Игровые приемы в формировании мышечного и эмоционального расслабления у детей с нарушениями речи

Обучение детей с нарушениями речи умению регулировать свой мышечный тонусЦелью данной учебно-методической разработки является обучение детей с нарушениями речи умению регулировать свой мышечный тонус.

Она направлена на формирование мышечного и эмоционального расслабления у данной группы детей с помощью специальных игровых приемов.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается нарушение тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо обучать детей умению регулировать свой мышечный тонус.

Кроме того, все чаще специалисты отмечают детей, которым свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Важным средством профилактики утомления, повышения работоспособности ребенка на занятиях также являются упражнения на расслабление, которые способствуют максимальному отдыху за минимальный промежуток времени.

Актуальность и востребованность использования мышечного и эмоционального расслабления на современном этапе несомненна, так как в условиях реализации комплексного подхода в устранении различных нарушений речи все большее значение приобретают дополнительные виды коррекционного воздействия.

Упражнения с элементами релаксации активно используются на любых занятиях. Противопоказаний к применению упражнения на расслабление не имеют, так как являются физиологически безопасными.

Учебно-методическая разработка предназначена логопедам, дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям и инструкторам по ФИЗО, а так же родителям.

Логопед, дефектолог, воспитатель на своих занятиях включают их в физминутки. На музыкальном и физкультурном занятиях такие игры используются как фрагмент занятия.

Данную учебно-методическую разработку можно рекомендовать использовать в работе, как общеобразовательных дошкольных учреждениях, так и в коррекционных.

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

Формула общего покоя

Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим (показываем и помогаем принять позу покоя). Внимание!

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.

Формула общего покоя произносится тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.

Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление — приятно!

Расслабление мышц рук

«Кулачки» (проводит логопед или воспитатель).

Сожмите пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали.

Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. А теперь слушайте и делайте, как я.

Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.)

«Олени» (проводит логопед или воспитатель).

Представим себе, что мы олени. (Поднять над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами.) Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показать напряжение, с силой раздвигая пальцы.) Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Проверить степень напряженности мышц каждого ребенка.) Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я.

Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Руки снова на колени,
А теперь – немного лени…
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны…

(Легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.)

Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко… ровно… глубоко…

«Флажки» (на музыкальном занятии).

Дети стоят или сидят на стульчиках. Под громкую музыку («Во саду ли, в огороде» русская народная песня) дети, подняв напряженные руки, энергично машут флажками (по два на каждого ребенка) у себя над головой. Под тихую музыку флажки опускаются, руки отдыхают. Смена характера музыки производится несколько раз.

«Погремушки» (на музыкальном занятии).

Дети сидят на стульчиках с погремушками в руках (по одной на каждого ребенка). Педагог пропевает слова:

Погремушки, погремушки (дети гремят погремушками)
Вот веселые игрушки.
Громко, громко так гремят,
Всех ребяток веселят!
Погремушки не гремят, (дети кладут руки с погремушками на колени и ждут следующей команды)
На коленочках лежат.
Дети тихо все сидят,
Погремушки не гремят.

Игра проводится несколько раз под русскую народную мелодию «Погремушки».

«Слушай и хлопай» (на музыкальном занятии).

Дети сидят на полу на коленях. Под громкую музыку бьют ладонями по полу (одновременно двумя руками), а под тихую делают легкие хлопки перед собой.

Смена характера музыки производится несколько раз («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского).

«Бубен» (проводится на любом занятии).

Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке. Педагог произносит:

В бубен бей, бей, бей,
В бубен бей веселей. (дети бьют правой рукой по бубну)
Пусть наш бубен отдохнет (дети легко встряхивают бубен)
Тихо песенку споет.
Игра проводится несколько раз.

«Веревка» (проводится на любом занятии).

Дети стоят в шеренге, Педагог говорит:
Мы веревку натянули,
Натянули, натянули.
(дети напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисти сжаты в кулаки)
Мы устали – отдохнули!
(дети расслабляют руки и роняют их вниз, руки свободно покачиваются)

Игра повторяется несколько раз.

«Моем ручки» (проводит воспитатель или логопед).

Дети стоят или сидят на стульчиках. Педагог произносит:

Ручки моем, моем, моем,
(дети совершают движения, имитирующие мытье рук)
Всю водичку с них стряхнем
(дети встряхивают кисти рук).

Упражнение повторяется несколько раз.

«Снежки» (проводится на любом занятии).

Дети стоят в двух шеренгах друг напротив друга и изображают, как они лепят и бросают снежки. Когда «снежок» лепят, его перекладывают из руки в руку — при этом мышцы рук напрягаются. Когда «снежок» бросают, мышца руки расслабляется.

Мы в снежки играем смело.
(дети «лепят» снежки)
Ах, какое это дело!
Нам в снежки играть не лень,
Мы играем целый день.
Хлоп-хлоп! Не зевай!
(первая шеренга детей «бросает» снежки в детей из второй шеренги)
Ты со мной в снежки играй!
(дети второй шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево)
Хлоп-хлоп! Не зевай!
(вторая шеренга детей «бросает» снежки в детей из первой шеренги)
А теперь в меня бросай!
(дети первой шеренги уворачиваются от снежков – наклоняют туловище вправо-влево).

«Колесики» (проводит воспитатель или логопед).

Дети стоят в кругу. В соответствии со словами педагога дети совершают движения руками.

Вы колесики крутитесь.
(дети вращают перед собой руками, как будто наматывают клубок ниток)
Раз, два, три. Остановитесь! (произносится быстро)
(дети останавливают вращение рук)
Раз, два, три
(дети опускают руки вдоль туловища и стоят неподвижно)
От-дох-ни…(произносится медленно)
Упражнение повторяется несколько раз.

«Качели» (на музыкальном занятии).

Дети стоят в шеренге и под музыку «Качели» (слова М.Долинова, музыка Е.Тиличеевой) и пение педагога выполняют махи руками (движение рук вперед-назад через низ).

Есть качели на лугу – вверх, вниз!
Вверх – вниз!
Я качаться побегу – вверх, вниз!
Вверх – вниз!

«Деревце» (проводит воспитатель или логопед).

Дети стоят в кругу.
Деревце веточки к солнышку тянет,
(дети поднимают руки вверх и тянутся кверху)
А без воды наше деревце вянет.
(дети опускают расслабленные руки вниз, слегка нагибаются и свободно покачивают руками)
Упражнение повторяется несколько раз.

«Испечем оладушки» (на музыкальном занятии).

Дети стоят по кругу, поют народную потешку «Испечем оладушки» и выполняют движения руками:

Тесто круто замесили
(напрячь руки и кулаками с силой «жать» воображаемое тесто)
Ух-тух, ух-тух!
Сковородки раскалили
Ух-тух, ух-тух!
Ди-ди лада-ладушки
(хлопать в ладоши)
Испечем оладушки.
Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп,
(переворачивать «оладушки»)
Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!
Ди-ди лада-ладушки
(подкидывать ладонями «горячие оладушки», а затем подуть на них)
Горячи оладушки!

«Ветер» (на музыкальном занятии, а без музыкального сопровождения может использоваться на любом другом).

Дети стоят лицом к педагогу, руки подняты вперед перед собой, имитируя ветви деревьев. В соответствии с характером музыки дети изображают ветер разной силы.

Дует слабый ветерок (дети легко и плавно передвигают руки – «ветви» перед собой то вправо, то влево, постепенно поднимая их все выше).

Поднялся сильный ветер (дети с силой размахивают руками из стороны в сторону у себя над головой).

Безветрие (с окончанием музыки дети стоят неподвижно, руки опущены вдоль туловища).

Расслабление мышц ног.

«Пружинки» (использует воспитатель или логопед).

Дети сидят на стульчиках. Педагог предлагает представить, что ребята поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол (следует показ движений). Затем предлагает снова с силой прижать стопы к полу, напрячь ноги (при этом обращает внимание на то, как неприятно напряжение) и расслабить (как приятно расслабление).

Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
Упражнение повторяется три раза.

«Загораем» (использует воспитатель или логопед).

Сидя на стульчиках, дети поднимают вытянутые ноги, параллельно полу, представляя, что их ножки загорают. Педагог проверяет напряжение мышц ног у каждого ребенка, обращая внимание на то, что напряжение неприятно.

Напряженные наши ноги стали твердые, каменные.
Напряжение неприятно.
А потом ноги устали и отдыхают, расслабились…
Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные.

Упражнение повторяется три раза. Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… Держим… Напрягаем…
Загорели! Опускаем!
(дети резко опускают ноги на пол)
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
(можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить их с расслаблением)

«Футбол» (на физкультурном занятии).

Дети стоят в шеренге. Педагог сообщает, что все они футболисты и сейчас будут забивать мяч в ворота: сначала правой ногой, а потом левой. После слов взрослого:

Любим мы играть в футбол –
Забиваем правой (левой) гол.
(дети размахиваются правой ногой и изображают удар по мячу)
При повторении слов дети совершают удар левой ногой.

«Ванька – Встанька» (на музыкальном занятии).

Дети стоят по кругу – ноги вместе, руки на поясе. Выполняют приседания под музыку.

В Ваньку-встаньку поиграем –
При –
(дети приседают)
седаем
(дети встают)
При –
(дети приседают)
седаем.
(дети встают)

Упражнение выполняется 3-5 раз.

«Пружинки» (на музыкальном занятии).

Дети стоят по кругу – ноги вместе, руки на поясе. Под музыку (русская народная мелодия «Пружинка» в обработке Е.Туманяна) дети пружинят ногами. Колени должны быть раздвинуты, пятки от пола не отрываются. На такты 1-4 дети выполняют пружинку, на такты 5-8 подпрыгивают на месте.

«Попрыгаем» (на любом занятии).

Дети стоят в шеренге. Педагог читает стихотворение, а дети выполняют разнообразные прыжки:

Ножки вместе,
Ножки врозь.
Ножки прямо,
Ножки вкось.
Ножки здесь
И ножки там.
Что за шум,
И что за гам?
(на музыкальном занятии используем «Этюд» К.Черни)

«Ножки скачут по дорожке» (на физкультурном занятии или детской площадке во время прогулки).

Дети стоят в шеренге. Педагог дает команду:

Правая ножка скачи по дорожке –
Раз, два, три
(дети совершают три прыжка с продвижением вперед на правой ноге)
По – вер – ни
(дети поворачиваются на 180 градусов)
Левая ножка скачи по дорожке –
Раз, два, три
(дети совершают три прыжка с продвижением вперед на левой ноге)
По – вер – ни
(дети поворачиваются на 180 градусов)
Упражнение повторяется 2-3 раза.

«Через палочку шагаю» (на физкультурном занятии или детской площадке во время прогулки).

Дети стоят в шеренге и держат перед собой двумя руками палку (гимнастические палки по количеству детей). Педагог дает команду:

Через палочку шагай,
(дети перешагивают через палку одной ногой)
Палочку не выпускай.
(дети перешагивают через палку другой ногой)
А теперь шагай назад,
(дети перешагивают назад через палку одной ногой)
И так много раз подряд.
(дети перешагивают назад через палку другой ногой)
Далее упражнение выполняется под счет: «Раз, два, три; раз, два, три…»

«Веселые ножки» (используется воспитателем, логопедом или на музыкальном занятии).

Дети сидят на стульчиках, Правая нога ставится на пятку, затем на носок, опять на пятку и вновь на носок до тех пор, пока звучат слова стишка или плясовая музыка («Ах вы, сени» русская народная песня).

Ножка, ножка не ленись –
Попляши и поклонись.

Затем выставляется вперед левая нога и упражнение повторяется.

«Шлагбаум» (используем на любом занятии).

Дети сидят на стульчиках или скамейке. Под стихотворение дети выполняют соответствующие действия.

Мы шлагбаум поднимаем,
(дети поднимают ноги вперед и удерживают их в таком положении)
Никого не пропускаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Пришло время опускать.
(дети опускают ноги и ставят их на пол)
Мы шлагбаум опустили
(педагог проходит перед рядом стульчиков, на которых, опустив ноги вниз, сидят дети)
И прохожих пропустили.

Игра повторяется 2-3 раза. На музыкальном занятии движения выполняются под музыку.

Расслабление мышц рук, ног и корпуса

«Штанга» (используют воспитатель, логопед или инструктор по физкультуре).

Педагог предлагает заняться спортом. Просит представить, что дети будут поднимать тяжелую штангу. Сначала нужно наклониться, взять ее. Сжать кулаки. Медленно поднять руки, которые напряжены. Подержать воображаемую штангу и бросить (руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Упражнение выполняется три раза. Движения выполняются в соответствии со стихотворным текстом.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем… (распрямиться)
Крепко держим…
(педагог прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращая их внимание на напряжение и последующее расслабление)
- И бросаем!
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление – приятно.

«Лесорубы» (используем на любом занятии).

Дети стоят в свободном порядке: ноги широко расставлены, кисти рук сцеплены в замок. Под слова педагога дети изображают, как они рубят деревья:

Рубим –
(поднять «топор» над головой)
раз,
(резко опустить «топор», согнувшись в поясе)
рубим –
(поднять «топор»)
два!
(опустить «топор»)
Будут
(поднять «топор»)
на
(опустить «топор»)
зиму
(поднять «топор»)
дрова.
(опустить «топор»)

«Кораблик» (использует воспитатель или логопед).

Педагог просит детей представить, что они на корабле. Чтобы не упасть во время качки, нужно расставить ноги пошире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнет палубу вправо – прижать к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Затем выпрямиться. Расслабиться. Когда качнет в другую сторону – прижать левую ногу (напряжена левая нога, а правая расслаблена). Выпрямиться. Далее упражнение выполняется три раза под стихотворный текст:

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, а потом для левой. Педагог обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко… ровно…глубоко…

«По кругу» (используется воспитателем, логопедом или на музыкальном занятии).

Дети стоят за стульчиками, расставленными по кругу, и в соответствии с командой педагога выполняют действия.

Ты согнись,
(дети перегибаются через спинку стула и дотрагиваются ладонями до сидения)
разогнись.
(дети выпрямляются)
До сиденья
(дети перегибаются через спинку стула и дотрагиваются ладонями до сидения)
дотянись.
(дети выпрямляются)
В прятки
(дети приседают, держась за спинку стула)
поиграйте,
(дети встают)
За стулья
(дети приседают, держась за спинку стула)
приседайте.
А теперь пойдем направо
(дети, маршируя мелкими шагами, идут к соседнему стулу)
И начнем игру сначала.

Упражнение может быть выполнено без слов, под музыку («По кругу» музыка К,Дискина). Тогда на каждый вид движений приходится по 4 такта мелодии.

«Потянули-отдохнули» (используется воспитателем , логопедом или на музыкальном занятии).

Дети садятся на краешки стульев, расположенных по кругу, и потягиваются всем телом назад. При этом ноги вытягивают вперед, а руки поднимают вверх. Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.

Руки, ноги потяну-у-у-ли,
Сели ровно – отдохну-у-у-ли.

Напряжение (потягивание) и расслабление чередуется не менее трех раз. Упражнение может выполняться и под музыку разной громкости звучания.

«Росток» (используем на любом занятии).

Дети изображают семечки: сидят на корточках, обхватив руками колени, голова прижата к коленям. При словах «вырастет» начинают постепенно выпрямляться, изображая росток: встают на носочки, поднимают руки кверху, стараясь быть как можно выше.

Из маленького семечка
Вырастет росток.
Листики протянет к солнцу –
На восток.

«Снеговик» (используем на любом занятии).

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки на поясе, тело напряжено.

Когда снеговики начинают «таять», из тела уходит напряжение. Сначала у детей-«снеговиков» голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети не спеша приседают, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову – «снеговик растаял».

Вот стоит снеговик.
(тело напряжено)
Он к морозам привык.
Солнце припекает –
Снеговик наш тает.
(напряжение постепенно уходит)
Тает, тает – да, да, да…
Будет талая вода.

На музыкальном занятии используем музыку со сменой темпа (умеренный и медленный темп)

«Тряпичные куклы и оловянные солдатики» (используем на любом занятии).

По команде педагога: «Тряпичные куклы» — дети поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики» — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным.

«Цветочки» (используем на любом занятии).

Росли в лесу цветочки. (Дети сидят на корточках)
Вырос один листочек. (Дети медленно поднимают вверх одну руку,)
Вырос другой листочек. (затем вторую руку)
Вырос стебель у цветочка. (Дети медленно поднимаются с корточек,)
Головка цветочка повернулась (поднимают голову, встают на цыпочки)
К солнышку.
Весь цветочек потянулся (Тянутся вверх)
к солнышку.
Но пришла осень, подул ветер.
Закачались листочки у цветочка, (Дети покачивают руками из стороны в сторону)
Закачался стебелек. (Покачивают туловищем)
Холодно стало цветочкам (Расслабляют мышцы)
И они завяли. (Расслабляют руки, поочередно опускают их вдоль туловища,)
Бессильно повисла головка цветочка, (опускают голову)
Бессильно висят листочки. (Расслабляют шею и плечи)
Скоро наступит зима
И засыплет цветочки снегом.

Расслабление мышц живота

«Шарик» (использует воспитатель или логопед).

Дети сидят на стульчиках. Педагог предлагает представить, что будем надувать живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются (педагог показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе). Это сильное напряжение, неприятно! Поэтому нужно надуть живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Следует делать спокойный вдох животом так, чтобы почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! А затем выдох. Для контроля одна рука должна лежать на груди, а другая на животе. На выдохе мышцы живота расслабляются, становятся мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выход свободный, ненапряженный! Делайте, как я.

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко… ровно…глубоко…

Повторить три раза.

Расслабление мышц шеи

«Любопытная Варвара» (использует воспитатель или логопед).

Дети сидят на стульчиках или стоят.

А) Педагог предлагает повернуть голову влево так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Следует потрогать шею справа, мышцы стали твердые. Вернуться в исходное положение. Посмотреть прямо. Мышцы шеи расслаблены. Легко дышится. Теперь повернуть голову вправо. Постараться увидеть справа как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотреть прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-бле-на…

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

Б) Теперь поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…

В) А теперь медленно опустить голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится.

А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…

Закончилась наша игра. Вам легко и приятно дышится.

«Жираф» (используем на музыкальном или физкультурном занятии).

Дети стоят в шеренге. Педагог загадывает детям загадку:

Он ходит голову задрав,
На потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).

Когда загадка будет отгадана, взрослый просит детей изобразить жирафа. Для этого нужно постараться вытянуть как можно длиннее шею и не спеша пройти перед всеми из начала шеренги в ее конец с гордо поднятой головой. Дети по очереди изображают жирафа. На музыкальном занятии можно использовать «Гавот» из «Классической» симфонии С.Прокофьева.

«Сова» (используем на любом занятии).

Дети стоят полукругом перед педагогом, изображают сов, выполняя действия по тексту потешки. Педагог говорит:

Совушка-сова – большая голова
На суку сидела, головой вертела,
То направо,
(дети до отказа поворачивают голову направо – мышцы шеи напрягаются)
То налево,
(дети до отказа поворачивают голову налево – мышцы шеи напрягаются)
Ничего не разглядела.
(шея расслаблена, голова слегка качается из стороны в сторону, как при жесте «нет, нет»)

На музыкальном занятии можно использовать мелодию «Совушка-сова» К.Дискина.

«Гуси» (на любом занятии).

Дети стоят полукругом перед педагогом и изображают гусей: руки за спиной, шея вытянута вверх и вперед. Начинается диалог:

Взрослый: Гуси! Гуси!
Дети: Га – га – га. (шея напряжена)
Взрослый: Пить хотите?
Дети: Да, да, да. (шея расслаблена, кивают головой)
Взрослый: Ну, летите. (взрослый делает широкий указующий жест рукой)
Вот вода!
Дети: Га – га – га. (шея напряжена, дети «машут» руками-крыльями,
подходят ко взрослому)
Взрослый: Пейте, пейте!
Дети: Да, да, да. (шея расслабленна, кивают головой).

«Художники» (проводит воспитатель или логопед).

Дети изображают художников: правую руку, как кисточку, несколько раз «обмакивают» в воображаемое ведро с краской (кисть руки расслаблена), затем поднимают ее и начинают широкими жестами «проводить» невидимые линии (рука напряжена). Голова поворачивается вслед за проводимыми в воздухе линиями.

Рисуя круг, педагог, а вместе с ним и дети, говорят:

Проведу вокруг – нарисую круг.
Рисуя квадрат, произносят:
Вот (проводится вертикальная линия снизу вверх)
так, (проводится горизонтальная линия слева направо)
вот (проводится вертикальная линия сверху вниз)
так (проводится горизонтальная линия справа налево)
Получается квадрат.

Рисуя треугольник, произносят следующие слова:

Раз, (проводится наклонная линия вверх)
два, (проводится наклонная линия вниз)
три! (проводится горизонтальная линия справа налево)
Треугольник начерти.

Каждый раз перед началом «рисования» очередной фигуры, художники «обмакивают» свои «кисточки»-руки в воображаемую краску.

Расслабление мышц речевого аппарата

«Хоботок» (расслабление мышц губ).

Педагог показывает, как надо вытянуть губы «хоботком», обращая внимание детей на возникшее при этом напряжение. А затем показывает спокойное положение губ, когда рот слегка приоткрыт, губы расслаблены. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей. Дети выполняют упражнение три раза под стихотворный текст (произносит педагог).

Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны…

Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.

«Лягушки» (расслабление мышц губ).

Движения губ соответствует артикуляции звука и. Внимание детей фиксируется на напряжении и расслаблении губ.

Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И рассла-а-бле-ны…

Упражнение выполняется три раза.

«Орешек» (расслабление нижней челюсти).

Предлагаем представить, что разгрызаем твердый орешек. При этом крепко сжимаем зубы, испытываем напряжение. Это неприятно. Разжимаем зубы – рот приоткрылся, легко стало, все расслаблено. Упражнение выполняется три раза.

Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…

«Сердитый язык» (расслабление языка).

Педагог показывает, как кончик языка с силой напрягается, что это напряжение неприятно. Отпустили язык! Он расслабился, как будто спит… Дети повторяют за педагогом упражнение под стихотворный текст трижды.

С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

«Горка» (расслабление языка).

Педагог показывает, как удерживая язык за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение, обращая внимание на приятное ощущение расслабленности.

Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.

«Зевота» (расслабление мышц рта и глотки).

Нужно зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Мы зеваем легко.
А теперь глубоко.
Глаза закрываются…
Все чудесно расслабляется…

Мышечная релаксация по представлению

«Ковер-самолет»

Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела. Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые отдыхают. Ножки усталые отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера…Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

«На лесной поляне»

Мы лежим на лесной поляне. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так приятно полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Все тело расслабляется. Как хорошо, приятно отдыхать… (пауза) Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

«Пляж»

Представим себе, что мы лежим на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Мы спокойны. Мы отдыхаем. Глазки закрываем. Прислушаемся у шуму прибоя, игре волн, танцам чаек над водой. Прислушаемся к своему телу. Напряженье улетело…И расслаблено все тело…Дышится легко…ровно…глубоко… (пауза) Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Внушение мышечной и эмоциональной релаксации

«Волшебный сон»

Сейчас, когда я буду читать стихи, вы спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Внимание… Наступает «Волшебный сон»…(Формула общего покоя произносится тихим голосом, замедленно, с длительными паузами. Отдельные фразы повторяются два-три раза с изменением логического ударения.)

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(Два раза.)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…(Два раза.)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. (Два раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (Два раза.)
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(Два раза.)
Дышится легко…ровно…глубоко…(Длительная пауза.)
Выведение из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

Холодова Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ «Колокольчик»,
г. Ноябрьск ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.