Игровые технологиии в развитии фонематических процессов у дошкольников

Анализ коррекционной работы по проблеме формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования.

При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Осознав актуальность данной проблемы, мы начали углубленно работать по теме:

Современные методы в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

До начала работы над этой проблемой выпускники речевой группы уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии.

В ходе работы по данной проблеме к концу 2009-2010 учебного года у выпускников речевой группы можно констатировать более высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Для реализации этой темы мы ставили следующие задачи:

- Формирование фонематического слуха.

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Формирование правильного произношения.

- Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- построение моделей (схем).

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, мы проводим игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого используем символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.)

Предлагая детям игры на определение источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), мы используем схему группы и модель источника шума.

При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек, полосочек, ниточек и кружков.

После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длины (длина высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза используем различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки).

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью.

Работу начинаем с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даем через звукоподражание, которое оформлено картинкой, где звук произносится изолировано. Внимание ребенка обращаем на работу органов артикуляционного аппарата.

Ребенку предлагаем схему анализа артикуляции звука (единая для всех звуков).

Развитие фонематических процессов

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.

При изучении гласных звуков особое внимание уделяем положению губ. Оно изображено на схемах гласных звуков:

Развитие фонематических процессов

Следующий этап работы – выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводим игру «Внимательные ушки». Обязательное условие – дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор.

Далее определяем место звука в слове с опорой на картинки. Проводим игру «Звуковой вагончик»

Развитие фонематических процессов

Логопед показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука. Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуется в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, кружочек красного цвета выставляется в нужное окошко. Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

После изучения гласных звуков мы знакомим детей с понятием «слог» (часть). Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Слово делится на слоги,
Как на дольки апельсин.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква-, а вместе «тыква».
Со- и –ва- итак, «сова».

На занятиях дети пробуют составлять слоговые схемы, в которые вводятся гласные звуки (буквы).

Проводится игра «Папа зовет детей» — папа произносит имена детей по частям – слогам «И-ра, Во-ва, На-та-ша», «Дятел-телеграфист» — передать по телеграфу слова – названия картинок, отстукивая количество слогов.

Далее мы знакомим детей с понятием «ударение».

Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка — молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.

Проводится игра «Помоги Федоре собрать посуду» — Федора идет по лесу и зовет свою посуду. Дети помогают ей позвать посуду, выделяя голосом ударный гласный звук (сИто, ножИ, самовАр, вИлка, чАйник и т.д.)

Далее детей знакомим с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме (см.выше) делается вывод о согласном звуке.

Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.

Игры на развитие фонематических процессов

Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков мы используем домики синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам. На занятиях часто используем изображения травы и камня: трава – мягкий согласный звук, а камень – твёрдый. Аналогично мы делаем домики для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный).

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик).

Если в голове звенит,
Значит, звонкий звук звучит.
Если тихий звук такой,
Значит, звук звучит глухой.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаем в каждое подгрупповое и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Примерные игры для работы воспитателя с детьми

«Что звучало?»

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Угадай чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игры, помогающие определить место звука в слове

Игра «Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

Игра «Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру;
Зайчику – зонт, замок, звонок.

Игра «Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

Игра «Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игра «Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

Игра «Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

Крашеницина Ольга Ивановна,
учитель-логопед
ГБДОУ д/с №5 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: , , ,

Сейчас читают:

Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика в стихах Артикуляционная гимнастика в стихах
Игры-эксперименты на логопедических занятиях Игры-эксперименты на логопедических занятиях

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.