Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

В процессе проведения коррекционных занятий по формированию связной речи необходимо проводить углубленную работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи, а также по развитию психических процессов и моторной деятельности. Необходимым условием эффективности логопедических занятий является систематичность применения речевых игровых упражнений и их вариативность.

Игровые упражненияОдним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности.

Известно, что процесс развития связной речи детей протекает под руководством взрослого. При этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Логопеду важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность в процессе специально организованного обучения. Для этого необходимо использовать на занятиях более эффективные, интересные, занимательные для детей методические приемы, методы, средства.

Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию с первых минут и удерживать этот интерес на всем его протяжении, а также помогут добиться качественного выполнения заданий по поставленным целям занятия.

Дети достаточно трудно осваивают умения и навыки связной речи. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, их внешний вид, повадки, поступки и т.д., а также построение разных видов предложений.

Конечно, работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи необходимо проводить и во внеурочное время, но на специально организованном занятии эти задачи решаются эффективней, так как само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу и им легче усвоить образцы, нормы речи.

Поэтому на каждом занятии необходимо проводить упражнения, подобранные в соответствии с тематикой занятия, которые можно назвать «тренировочными». Система подобных упражнений носит подготовительный характер и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста или составляемого рассказа.

Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи

Лексические упражнения:

связаны с разнообразными заданиями на нахождение:

  • любого слова к заданному (развитие ассоциаций, тренировка быстроты реакции);
  • слов, близких по смыслу к заданному (антонимы, родственные, однокоренные): «Пара к паре», «Вспомни и назови»…
  • слов, противоположных по значению (синонимы): «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Слова-неприятели» …
  • слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу»)
  • слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия);
  • слова по ряду заданных («Кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница?»): «Угадай», «Отгадай и назови»…
  • слов для правильного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил …окуня, червяка, консервную банку») и др.

Лексико-грамматические упражнения:

  • дополнение предложений нужным по смыслу словом: «Закончи фразу», «Я начну, а ты продолжи», «Подумай и договори»…
  • составление предложений–ответов на вопросы: «Подумай и ответь!»…
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление предложений с данным словом;
  • распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
  • преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.;
  • преобразование деформированной фразы;
  • составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом – очень большой дом или дом, который выше всех других домов).

Задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия:

В соответствии с принципом взаимосвязи речи с другими психическими процессами, необходимо в структуру занятия включать задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Такие задания, как: «Умное эхо», «Кто самый внимательный?», «Сложи картинку», «Исключение лишнего», «Отчего и почему?», «Охотники за подробностями», «Почему это произошло?», «Что изменилось?»…

Игровые упражнения на совершенствование моторной деятельности:

Особое место занимает развитие и совершенствование моторной деятельности, которая оказывает благотворное влияние, как на речевое развитие, так и на психическое (в том числе и на укрепление нервной системы).

Можно использовать: мимические упражнения, динамические упражнения, логоритмические упражнения, упражнения по методике «Расскажи стихи руками», пальчиковые игры, разнообразные игровые приемы по развитию мелкой моторики у детей — рисование пальцем на песке и в воздухе, обводка контуров по трафарету и по клеткам, закрашивание и штриховка, обрывание лишней бумаги по контуру, нанизывание бус на нитку, конструирование (из геометрических форм, спичек, мозаики), наматывание клубков, сортировка круп, работа с ножницами и так далее.

Таким образом, обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений и их вариативность.

Уколова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»,
г.о. Жигулёвск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

  1. Елена:

    Уважаемые авторы! Пожалуйста внимательно прочитайте часть статьи под названием

    «Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи
    Лексические упражнения: …»

    Разберитесь с помощью словаря со значениями слов «АНТОНИМЫ» и «СИНОНИМЫ»,

    Успехов!С

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.