Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Развитие фонематического слухаПредставлен материал в игровой форме для детей младшего школьного возраста по развитию фонематического слуха.

Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста:

1. «Покажи, где звук».

Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышал звуки, то есть определяет направление источника звуков.

Оборудование: звучащие игрушки: колокольчик, погремушка, барабан.

2. «Угадай, что звучит».

Логопед расставляет на столе несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и тому подобное. Педагог предлагает детям внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети только на слух, без зрительной опоры определяют, что звучало.

Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с двух до пяти. Игра варьируется за счет замены игрушек другими звучащими предметами с целью постепенного усложнения для детей задачи определения звуков.

Оборудование: звучащие игрушки и предметы: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, стакан, деревянная палочка.

3. «Угадай, кто позвал».

Выбирается водящий из коллектива детей. Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен на слух определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети должны позвать водящего? («Ау!»), а тот должен отгадать, кто его звал.

4. «Найди ошибку».

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Зачем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Затем логопед произносит это слово в следующих вариантах: «Вагон — вакон — фагон — вагон- факон — вагом» и т. д.

Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и произносит: «Бумага –пумага- тумага — пумака- бумака» и т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова используются разные, сначала более простые по звуковому составу, затем более сложные.

Оборудование: предметные картинки.

5. «4-й лишний».

Из четырех слов, четко произнесенных педагогом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот — ком
Канава – канава – какао — канава
Утенок – утенок – утенок — котенок
Будка – буква – будка — буква
Винт – винт – бинт — винт
Минута – монета – минута — минута
Буфет – букет – буфет — буфет
Билет – балет – балет – балет
Дудка – будка – будка — будка

6. «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке… (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась…(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь…(двери).

Мы собрали васильки,
На головах у нас …(венки).

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети…(книжки)

Пес козе принес букет,
Сытный будет ей… (обед)

7. «Найди лишний слог».

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети должны определить, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-па; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

8. «Назови звук».

Логопед с детьми становится в круг и говорит, что будет называть слова и выделять в них один звук, дольше или громче его произнося, а дети должны будут назвать только этот звук, когда взрослый бросит мяч им, например, «матррррешка», а они должны будут сказать: «рь», «молллоко» — «л», «самолллет» — «ль» и т.д.

9. «Хлопни в ладоши».

Логопед называет слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком, например:

для детей 5 лет лучше брать односложные и двусложные слова типа: бак, рога, сад, баня, бок (выделение слова со звуком [б]);
для детей 6 лет лучше брать одно-, двух- и трехсложные слова типа фигура, Полина, метро, финики, филины( выделение слова со звуком [ф’]);
для детей 7 лет можно брать слова различной слоговой структуры: колесо, бабочка, воздух, фасоль, леска ( выделение слова со звуком [л’]).

10. «Сколько гласных – столько и кружков».

Детям раздается по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети должны выложить на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

Оборудование: одноцветные картонные кружки.

11. «Определи первый звук».

Педагог предлагает детям прослушать слова и назвать звук, который они услышат в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

12. «Отгадай первый звук загадки».

Логопед предлагает детям отгадать загадку и назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Летом снег! Просто снег.
Снег по городу летает.
Почему же он не тает?
(Пух)

Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кот)

Дом тенистый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(Горох)

Что копали из земли.
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли.
Ели и хвалили?
(Картофель)

13. «Чудесный мешочек».

Логопед помещает в мешочек или коробку картинки, на которых изображены предметы, в названии которых заданный звук встречается в начале и конце слова. Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

Оборудование: мешочек или коробка, предметные картинки (например, на звук С):

14.«Карточки».

Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логопеда, называющего слова, дети должны поместить фишку в ту часть карточки, которая соответствовала местоположению заданного звука в слове.

Оборудование: карточки по количеству детей, фишки.

15. «Внимательные ушки».

Взрослый настраивает детей, чтобы они очень внимательно слушали и определяли, какой звук стоит перед звуком [П] в слове КАРП, перед звуком [М] в слове ХОЛМ, перед звуком [Ф] в слове ШАРФ, перед звуком [Т] в слове ХЛЫСТ и т.д.

16. «Цепочка».

Выбирается ведущий из ряда детей. Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

17. «Найди новое».

Логопед называет детям слова и в каждом просит отыскать и собрать два или три новых слова, например, ПОЛЯНА – пол, Оля, Яна.

Слова для разбора: смородина, стрекоза, дедушка, кружка, линейка, сумка, форточка, корабль, колесо, апельсин, кастрюля.

18. «Замени звук».

Логопед произносит слово и просит в нем заменить первый, второй или третий звук, чтобы получилось новое слово: например: балет — билет

Слова для игры: олень, машина, Толя, Маша, Таня, стол, сетка, норка.

Лукоянова Елена Евгеньевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ №399 ВАО
города Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: , ,

Сейчас читают:

Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Алалия в школе Алалия в школе
Технология работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников Технология работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.