Игры на развитие лексической стороны речи детей

Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только  пользоваться словом, но и активно оперировать им.

ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ

1. «Сколько слов?»

Цель: Дать детям понятие «слово».

Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др.

Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

2. «Кто это? Что это?»

Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевлённые предметы. Дети отвечают, например: Книга. Игрушка. Стол и т.д.

Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевлённые предметы: птичку, рыбку, детей – спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевлённые предметы, а дети ставят вопрос «кто?» Таким образом, педагог постепенно подведёт детей к понятиям «живой» — «неживой».

Поводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».

3. «Рассмотри картинки»

Цель: Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».

Оборудование: Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Описание игры: Вариант 1. Педагог выставляет предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем даёт задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

4. «Кто что делает?»

Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». – «Какое второе слово?» — «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?), бежит (что делает?), смеётся (что делает?).

5. «Кто как передвигается?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает и т.д.

6. «Кто как голос подаёт?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных и птиц. Например: воробей – чирикает, лягушка – квакает, кошка – мяукает, корова – мычит, медведь – рычит и т.д.

7. «Кто что умеет делать?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям картинки с изображением лю-дей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель – учит, врач – лечит, повар – варит, строитель – строит, художник – рисует и т.д.

8. «Кто что делает?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например: логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.

Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и т.д.

9. «Отгадай, что это за животные?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Описание игры: Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь.

Сторожит, грызёт, лает – кто это? Мяукает, лакает, царапается – кто это?

Хрюкает, роет – …? Мычит, жуёт, ходит – … ?

Летает, жужжит, жалит – … ?

10. «Назови слово»

Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребёнка, сидящего человек, бабочку, книжку и т.д.

Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: Кто это? Что это? Что делает? За правильное выполненное задание ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.

11. «Какой он?»

Цель: Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог показывает детям картинку с изображением ли-мона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой?) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т.д.)

Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?» А теперь посчитайте, сколько я скажу слов». Большой, новый (два слова.) Какое первое слово? (Большой.) Какое второе слово? (Новый.)

Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» Педагог указывает на предметы и спрашивает Какой он? Какая она? Какое оно? Дети отвечают. Таким образом отрабатываются прилагательные мужского, женского и среднего рода.

12. «Назови предмет по признаку»

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.

Описание игры: Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы.

Прыгучая, пушистая, рыженькая — … — Какая белочка?

Маленький, круглый, колючий — … — Какой ёжик?

Стройная, зелёная, колючая — … — Какая ёлочка?

Тёплый, мелкий, моросящий — … — Какой дождик?

Красная, спелая, душистая — … — Какая земляника?

13. «Подбери к предмету признаки»

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки. Обога-щать словарь.

Описание игры: Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам. Например: берёзка – белоствольная, кудрявая, русская, молодая – какая?

Ветер … (холодный, тёплый, ласковый сильный, пронизывающий);

Настроение … (хорошее, весёлое, радостное);

Друг … (преданный, верный, надёжный);

Поведение … (хорошее, примерное, отличное);

Погода … (солнечная, хорошая, ясная, холодная, дождливая).

14. «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: Картинки, изображающие предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Описание игры: Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая картинки, педагог задаёт вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

15. «Цепочка слов»

Цель: Обогащать словарный запас ребёнка.

Описание игры: Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своём объёдинении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т.п.) То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка».

- Кошка бывая какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная…
- Что ещё бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
- Каким ещё может быть платье?
- Шёлковым, новым, прямым…
- Что ещё может быть прямым?
- Линия, дорога, взгляд… и т.д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

«Парные картинки».

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе именительного падежа.

Оборудование: Парные картинки, изображающие предметы обихода.

Описание игры. Вариант 1. Игра заключается в том, что по показанной педагогом картинке ребёнок отыскивает у себя такую же и правильно называет её. Один набор раздаётся детям (по 5 штук). Другой остаётся у педагога. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У кого есть такая же картинка?» Ребёнок, у которого оказалась парная картинка, отдаёт её и называет. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут возвращены педагогу.

Вариант 2. В наборе картинок, который раздаётся детям, изображены те же предметы, но во множественном числе. Педагог говорит: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребёнок отвечает: «У меня много мячей». Картинку отдаёт педагогу, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у всех играющих и определяется победитель.

«Найди, что надо»

Цель: Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование: Набор предметных картинок.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошёл кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки). Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». «Митя и дедушка собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «В корзину». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

«Что кому нужно?»

Цель: Учить детей правильному употреблению имён существительных в дательном падеже.

Оборудование: Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Описание игры: Педагог раздаёт детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолёт?» Ребёнок, у которого картинка – лётчик, поднимает руку и отвечает: «Самолёт нужен лётчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.

Самолёт — Шофёру
Швейная машина — Машинисту
Автомобиль — Почтальону
Винтовка — Кочегару
Лопата — Кузнецу
Молот — Лётчику
Книга — Солдату
Сумка — Портнихе
Паровоз — Ученику

Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребёнком будут розданы все картинки.

«Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.

Травой, корой — Белка
Сеном, соломой — Лиса
Овсом, сеном — Заяц
Курами, зверьками — Мышь
Молоком, мясом — Дятел
Жуками, гусеницами — Корова
Орехами, грибами — Лошадь
Крупой — Кошка

«Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задаёт вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.

Клювом  - Кошка
Рогами — Собака
Когтями — Олень
Иглами — Слон
Зубами — Ёж
Хоботом — Гусь

«Лото»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имён существительных.

Оборудование: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Одно колесо – много колёс.
Одно яблоко – много яблок.
Одна кукла – много кукол.
Одна книга – много книг.
Одна кисточка – много кисточек.
Одно кресло – много кресел.
Один лимон – много лимонов.

Описание игры: Всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задаёт вопрос: «Кому дать много книг?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одна книга. Дайте много книг». За правильный ответ ребёнок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Примечание: Можно раздать картинки с одним предметом, можно вперемешку.

«Один – одна – одно»

Цель: Учить детей различать род имён существительных.

Оборудование: В коробке перемешаны мелкие предметы или картинки.

Мужской род — Женский род — Средний род
Карандаш — Книга — Колесо
Лимон — Груша — Яблоко
Фартук — Рубашка — Платье
Ремень — Шапка — Пальто
Чайник — Кастрюля — Блюдце
Чемодан — Сумка — Полотенце

Описание игры: Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает: «Сколько?» Ребёнок: «Один карандаш». За правильный ответ ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребёнка и выявляется победитель.

Примечание: В вопросе педагога первое время следует избегать названия существительного «Сколько карандашей?», так как дети отвечают на него: «Карандашей один». Существительное обязательно должно быть согласовано с числительным.

«Разложи картинки»

Цель: Учить детей различать род существительных.

Оборудование: В коробке набор картинок, изображающих знакомые картинки.

Первый набор — Второй набор — Третий набор
Карандаш — Кастрюля — Яблоко
Стакан — Тарелка — Блюдце
Чайник — Книга — Полотенце
Пузырёк — Чашка — Солнце
Портфель — Груша — Окно
Огурец — Репа — Зеркало
Лук — Сахарница — Письмо

Описание игры: Педагог раздаёт детям картинки и говорит: «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на три кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы, про которые можно сказать «он» (карандаш — он), во вторую – предметы, про которые можно сказать «она» (тарелка — она), и в третью – предметы, про которые можно сказать «оно» (яблоко — оно)». Дети по очереди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место. За правильный ответ дети получают фишки, а по окончании игры определяется победитель.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

«Что такого же цвета?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры: Педагог показывает детям зелёный квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зелёный свитер, зелёная шляпа, зелёная трава и т.д. Выигрывает тот, кто больше назовёт предметов данного цвета.

«Ищи»

Цель: Учить детей правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

Описание игры: В течении 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

«Овощи — фрукты»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Картинки с изображением фруктов, овощей.

Описание игры: Педагог, показывая картинки, спрашивает: «Что это?» — «Это помидор». – «Какого цвета помидор?» — «Помидор красный».

Эту же игру можно провести и с определением формы, вкуса.

ГЛАГОЛЫ

«Руки в стороны»

Цель: Учить детей понимать глаголы в тексте.

Описание игры: Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх,
Левой вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук! Тук-тук-тук!
Сделаем большущий круг!

«Спал – спала»

Цель: Учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Оборудование: Картинки, изображающие картинки.

Описание игры: Педагог рассказывает об образе жизни животных. При этом называет глаголы, не договаривая их окончания. Это должны делать дети. Рассказ педагог: «Наступила ночь. Все звери легли спать. Кошка спа(ла), кот спа(л), котята спа(ли), белка спа(ла), заяц спа(л). А некоторые звери пошли на охоту. Они не стали спать. Ежик не спа(л), лисе не спа(ла), сова не спа(ла), филин не спа(л), волк не спа(л)». Свой рассказ педагог сопровождает показом картинок.

«Все трудятся»

Цель: Учить детей употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Оборудование: У детей большие карты с изображением нескольких сю-жетных рисунков. У педагога маленькие карточки с изображением аналогич-ных сюжетов.

Примерная тематика рисунков:

Шофёр водит машину.
Врач лечит ребёнка.
Пожарник тушит пожар.
Сапожник чинит туфли.
Продавец взвешивает яблоки.
Повар печёт пироги.
Каменщик строит дом.
Плотник строгает доску.
Дворник подметает улицу.
Учитель учит детей.
Садовник поливает цветы.

Описание игры:

Педагог: У кого на картинке продавец?
Ребёнок: У меня продавец.
Педагог: Что делает продавец?
Ребёнок: Продавец взвешивает яблоки.
Педагог за правильные ответы даёт ребёнку карточку или фишку. У кого больше карточек или фишек, тот выигрывает.

«Птички»

Цель: Учить детей различать глаголы настоящего и прошедшего времени.

Описание игры: Педагог читает два четверостишия:

Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

Птички в гнездышке сидели
И на улицу глядели.
Погулять все захотели
И тихонько полетели.

Педагог чётко объясняет детям разницу: «Что делали птички давно? Что делают сейчас?». После объяснения дети хором повторяют четверостишия. При слове «летят» все разлетаются – машут руками, как крыльями. При слове «полетели» спокойно сидят на местах.

«Кто интереснее придумает?»

Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Описание игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок.

Примечание: За основу предложения можно взять не только глагол. педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

«Сколько предметов?»

Цель: Учить предметному счёту. Развивать количественные представления. Понимать и называть числительные.

Оборудование: Предметы окружающей обстановки или специально принесённые.

Описание игры: Детям даётся задание найти в комнате и назвать предметы, которые встречаются по одному.

После выполнения этого задания оно меняется: найти предметы, которые встречаются по два, три и т.д.

Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

«Один – много»

Цель: Учить детей различать понятия «один» — «много».

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета. Спрашивает: «Сколько предметов?». Дети «Один».

СИНОНИМЫ

№ 1. Подберите к данным словам синонимы. Составьте предложения.

а) Вещи – багаж. Буря, неприятель, режим, странник, друг, предатель, одногодок, дорога, боязнь.

Слова для справок: путешественник, приятель, ураган, ровесник, противник, распорядок, изменник, путь, страх.

б) Зной – жара. Игра, мрак, спокойствие, ряд, оценка, преграда, несчастье, пропасть.

Слова для справок: помеха, забава, тишина, отметка, беда, мгла, вереница, бездна.

в) Здание – строение. Наводнение, тишина, случай, шелест, ликование, бой, атака, родина.

Слова для справок: половодье, шуршание, происшествие, веселье, отечество, безмолвие, наступление, сражение.

№ 2. По образцу впиши в таблицу слова-синонимы:

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок:

враг
жара
буря
мрак
дети
друг
беда

Шум

г

р

о

х

о

т

Сушь

Вьюга

Грусть

Врач

Забор

Армия

взор

Слова для справок:

ограда,
взгляд
печаль
засуха
метель
доктор
войско

№ 3. Назовите в предложениях слова, близкие по смыслу. Проанализируйте разницу в употреблении слов.

Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котёнок боязливы. Шары красные. Цветы алые. Громадный айсберг. Огромный корабль. Чудесный день. Хороший человек. Весёлое настроение. Радостное событие. Грустное настроение. Печальное лицо. Хмурая осень. Ненастная погода.

№ 4. Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните во втором предложении прилагательные, синонимичные выделенным в первом предложении. Пронаблюдайте за разницей в оттенках значения.

Вся страна весенним утром как огромный сад, стоит. В центре города выстроили громадный универсам. – Что, дремучий лес, призадумался? Грибники вошли в густой, глухой, лес. – Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой. Хороший человек мой брат, да уж больно бесхитростный. — Жизнь дана на смелые дела. В бой вступили отважные лётчики, бесстрашные моряки, храбрые танкисты.

№ 5. Выпишите синонимы парами. Введите их в словосочетания.

Неуклюжий, старательный, аккуратный, верный, долгий, жестокий, душистый, застенчивый, красный, пасмурный, настойчивый, стеснительный, неловкий, упорный, усердный, ненастный, злой, опрятный, преданный, ароматный, продолжительный, преданный, стройный, статный.

№ 6. Расположите прилагательные по степени нарастания признака. со-ставьте словосочетания.

Прекрасный, прелестный, красивый.
Оглушительный, громкий, громовой.
Микроскопический, крошечный, маленький.
Большой, огромный, колоссальный.
Омерзительный, неприятный, противный.
Пронзительный, резкий, визгливый.
Срочный, неотложный, немедленный.
Краткий, мгновенный, минутный.

№ 7. Прочитайте предложения. Скажите, каким из слов, данных в скобках, можно заменить выделенные прилагательные, чтобы не изменился смысл. Лишнее исключите.

Стояло жаркое лето (чудесное, знойное, безоблачное). В овраге был студёный ключ (быстрый, прозрачный, холодный). Проворная белка перепрыгивала с одного дерева на другое (быстрая, маленькая, весёлая). Неповоротливый медведь встал на задние лапы (огромный, неуклюжий, добродушный).

№ 8. Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор.

В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.

№ 9. Игра «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий на доске записывает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений.
Мягкий свет, мягкий характер, мягкое наказание, мягкий вагон, мягкий знак и т.д.
Для игры могут быть взяты слова: голубой, острый, тупой, пустой, тонкий, тяжёлый, и т.д.

№ 10. Игра «Эрудит».

Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

главный – жадный – мощный
густой – а иностранный – н большой – г
смышлёный – о жгучий – а занимательный – н
смелый – т прекрасный – и выносливый – е
кроткий – м гостеприимный – л скорый – ы
заискивающий – ь отчётливый – п жгучий – н
буйный – р роскошный – ы притворный – и
бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущённый, лицемерный, алчный, хлебосольный, определённый, льстивый, безбоязненный, пышный.

№ 11. Прочитайте.

Коля прочитал папе своё сочинение. Вот оно:

«На уроке естествознания учительница говорила о Мичурине, она интересно говорила о его жизни, а оптом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы пошли домой, то тоже говорили о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

- Бедный у тебя язык, — сказал папа. – Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, замени его другим, близким по смыслу.

Выполните задание, которое дал Коде папа. Объясните свой выбор слов.

№ 12. Игра «Скажи иначе».

Как называют такие слова?

Журавли караваном летят –
На солнце тёмный лес зардел –
После зимней стужи –
Запел в лазури жаворонок –
Журавли курлычут –
Ласточка щебечет –
Жаворонок летает –
Смелая пташка –

стаей
покраснел
холода
в голубом небе
кричат
поёт, заливается
порхает, кружит, парит
храбрая, отважная, бесстрашная, героическая

№ 13. Игра «Кто скажет иначе?»

Подбери синонимы.

смелая –
проворная –
красивая –
весёлая –
поёт –
летает –
клюёт –
корм –
гнездо –

храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;
ловкая, юркая, увертливая, шустрая;
прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;
радостная;
свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;
вьётся, проносится, порхает, кружит;
ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится;
еда, пища;
дом, жилище.

№ 14. Игра «Охота за синонимами».

Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Например, задумывается слово «хорошо», подбираются синонимы: прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно, изумительно и т.д. Отгадывающий входит и задаёт вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесшиё фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова:

плохо чисто смелый
большой ученик хмурый
умный учитель эгоизм
двигаться бежать говорить

АНТОНИМЫ

№ 1. Прочитайте шуточное стихотворение Д.Родари и назовите антонимы в нём.

«Тараторка»

Вот тараторка для ребят.
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко – не очень близко.
Что высоко – не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.

№ 2. Заполните таблицы, подбирая антонимы к словам различных частей речи.

          а
          а
          а
          а
          а
          а

Имена существительные:

Ложь
Богатство
Нападение
Находка
Поражение
Чужбина

          ы й
          ы й
          ы й
          ы й
          ы й
          ы й

Имена прилагательные:

Медленный
Яркий
Худой
Грустный
Трусливый
Обманный

а

т

ь

а

т

ь

а

т

ь

а

т

ь

а

т

ь

а

т

ь

Глаголы:

Заканчивать
Ухудшать
Утверждать
Рыдать
Брать
Поднимать

№ 3. Заполните таблицу, подбирая к словам равнобуквенные антонимы.

Свет
Слава
Смелый
Сладкий
Труженик
Создавать
Увеличение

№ 4. Прослушайте, какое слово говорит товарищ. Отвечайте словом, противоположным по значению.

добрый
большой
молодой
здоровый
низкий
тонкий
узкий
короткий
старый
злой
больной
высокий
длинный
широкий
толстый
маленький

№ 5. Игра «Наоборот».

Ведущий называет слово, ученики должны подобрать слово с противоположным значением. За правильный ответ даётся фишка.

Войтюк Лэйсэн Минехатовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.