Игры с мячом

Игры с мячом в коррекционной работе с дошкольниками  с ограниченными возможностями здоровья.

Игры с мячомИгры с мячом известны с давних времен. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с этим предметом. Игры с мячом весьма популярны и считаются самыми распространенными из игр. Выбор мячей в настоящее время широк: в продаже имеются мячи разного цвета, размера и качества.

Мы обратили внимание, что мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике, и вот почему:

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают их к общению.

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии.

4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

В своей работе мы опираемся на рекомендации изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и Крупенчук О.И. Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Дошкольникам с нарушениями в развитии мы предлагаем разнообразные и многочисленные задания на развитие мелкой моторики, среди которых не последнее место занимают игры с мячом.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Мы используем комплекс «Разминка» с использованием небольших мячиков, в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Дети часто совершают ошибки в использовании предлогов, часто их опускают. Чтобы помочь дошкольникам, мы в непринужденной игре помогаем правильно употреблять предлоги и используем комплекс «Фокусник».

В своей работе мы используем сделанные нами пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия выполнены в виде панно с использованием остатков ткани, децефикса.

«Разноцветные шары»

Цель:

- развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
- закрепление основных цветов;
- закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

Шарик, шарик не грусти,
Что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-
Ты ж еще на небе не был.

«Дождик»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

Дождик капал,
Капал, капал
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих,
лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу и пропал.

«Едет, плывет, скачет»

Как у нашей у машины,
Об асфальт шуршали шины.
Вот плывет моя ладья
А на ней плыву и я.
Скачет мячик, как живой
Мячик, мячик, что с тобой
Ничего он не сказал
Лишь быстрее поскакал.

Цель:

- закрепление по теме «Игрушки»;
- совершенствование глагольного словаря;
- закрепление употребления в речи предлогов (-к,-от,-по);
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая действия стихами.

«Спираль»

Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

«Времена года»

Цель:

- развитие мелкой моторики рук;
- закрепление лексики по теме «Календарь», «Времена года;
- развитие связной речи.

Ход. Ребенок прокатывая мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

«Путешествие колобка»

Цель:

- закрепление изученных грамматических форм;
- правильное конструирование фразы;
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

«Жилище»

Цель:

- закрепление лексики по теме «Дикие животные»;
- закрепление употребления грамматической формы предложного падежа с предлогом -В;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладывают картинки животных, в другую сторону — домики этих животных. Ребенок выбирает картинку, называет ее и находит домик, где это животное живет.

«Угощение»

Цель:

- закрепление лексики по теме «Домашние и дикие животные»;
- совершенствование глагольного словаря;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладываются картинки. В одну сторону — животных, в другую — то, что они любят. Ребенок выбирает животного, называет его, затем находит картинку, что это животное любит. Прокатывает мяч по дорожке составляя предложение.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Мы использует игры на отработку силы, точности движения. Эти игры не требуют большого пространства, и можно проводить в небольшом кабинете.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. (возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.

Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа.

Комплекс выполняется сидя на стуле. Дети катают мяч сначала правой и левой ногой поочередно, затем в различных направлениях (вправо-влево, по кругу).

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаются множество разнообразных игр. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, легче усваивают материал по обучению грамоте. Конечно же, мы используем и традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов. Мяч в таких занятиях играет свою положительную роль.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.

«Стучалочка»

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох.

«Тихо-громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход. Дети пропевают звуки по демонстрации педагога. По мере движения рук сила голоса то увеличивается (на горку), то уменьшается (с горки).

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи. У детей с проблемами в развитии характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении звуко — слоговой структуры.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития моторики, среди которых занимают игры с мячом. Они удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Я знаю три названия животных (цветов)»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. Развитие быстроты реакции, ловкости.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Кто как передвигается?»

Кто ползет, а кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

«А у меня»

Сколько их — всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

На этом бы хотелось закончить обзор игр с мячом. Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог МАДОУ № 357,
г. Казань

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.