Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
«Учимся, играя»
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и письмом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимают логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Для этого имеются различные методы и приемы.
В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.
Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи.
В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.
Очень важно позаботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. При разработке индивидуальных программ коррекционного курса и проведении занятий с применением компьютерных игр, необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием ИКТ и использовать здровьесберегающие технологии.
Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Кавиева Лилия Фаатовна,
учитель – логопед I кв.категории
МБДОУ д/с №1 «Золотой ключик»,
г. Агрыз Республики Татарстан
Спасибо за отличную статью. Я тоже занимаюсь ИКТ в логопедии, поэтому разделяю позицию автора и поддерживаю. Дети с удовольствием играют в развивающие компьютерные игры, на занятия идут с радостью. Заодно родители осваивают новые возможности.
Я с вами полностью согласна. нужно идти в ногу со временем. Спасибо.