Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].
Цели:
- Относительно педагога:
- Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.
- Относительно ребенка:
- Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.
- Совместная цель:
- Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
Задачи:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- развитие мелкой моторики.
- постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
- развитие внимания, памяти.
- развитие навыков самоконтроля.
Содержание работы:
Тема, Цель занятия
|
Количество часов |
Предполагаемый результат каждого занятия |
Виды и способы деятельности
|
Критерии оценивания результата |
Организация рефлексии |
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата» Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы |
1 -3 ч. |
Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата |
Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот) Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка» Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур) - Физминутка |
Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений. |
Отметить успехи ребенка в работе |
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]» Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата |
1ч. |
Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л] |
- показ артикуляции перед зеркалом - показ профиля данного звука - показ положения языка кистью руки - артикуляционная гимнастика - упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д. - физминутка 1-2 раза |
Успешность выполнения предлагаемых упражнений |
Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось? |
3. «Постановка звука» Цель: Поставить звук [л] |
1 – 3ч. |
Правильное произнесение изолированного звука [л] |
1 способ постановки звука: - вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса. 2 способ: - постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы» 3способ: - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки» - физминутка 2 – 3 раза |
Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда. |
Похвала за достигнутый результат, поощрение (маленькие и большие звездочки за проделанную работу) |
4. «Коррекция звука [л]» Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л] |
1-3 ч. |
Точность воспроизведения изолированного звука |
Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания. Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д. Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.) Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»( в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..) - физминутка 2-3раза |
Точность, плавность, чистота произнесения звука |
Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась. |
5. «Автоматизация поставленного звука в слогах» Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия |
1 ч. |
Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов |
Закрепление произношения звука [л] в слогах. Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов. Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик» - упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог» - физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в слогах. |
Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука. Игра «Поставь себе оценку» Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями) |
6. «Автоматизация поставленного звука в словах» Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия |
1 ч. |
Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов. |
Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти; По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку» «Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот) Пальчиковая игра «Изобрази животное» - упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности» - «Отхлопать ритмическую структуру слова» - «Подобрать слово на заданный звук, слог» - физминутка 2-3 раза |
На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности. |
|
7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте» Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение |
1 – 3 ч. |
Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях |
- к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов - составить предложения в которых будет много звуков [л] - Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам) - игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л]) - произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах - игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку» - упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов» - физминутка 2-3 раза |
Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности |
|
8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи» Цель: закрепление звука [л] в речи |
2 – 4 ч. |
Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи |
- составление рассказа по серии сюжетных картинок - инсценировка сказок - придумывание рассказа по началу - упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда) - отгадывание загадок - рассказывание стихотворений - физминутка 2-3 раза |
На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л] |
Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем |
Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
Форма представления результата коррекционной работы:
Результаты коррекционной работы вносим в итоговый протокол и делаем качественный анализ коррекционной работы (в процентах), по усвоению программного материала.
Погребнова Е.В.,
учитель-логопед
Спасибо!!!
Спасибо!