Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л]

Звук [Л]Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].

Цели:

- Относительно педагога:

  • Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.

- Относительно ребенка:

  • Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.

- Совместная цель:

  • Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Задачи:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • развитие мелкой моторики.
  • постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
  • развитие внимания, памяти.
  • развитие навыков самоконтроля.

Содержание работы:

Тема, Цель занятия

Количество

часов

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

Организация рефлексии

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы

1 -3 ч.

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

- Физминутка

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в  работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]»

Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

1ч.

 Правильное понимание ребенком  положения органов артикуляции при произношении звука [л]

- показ артикуляции перед зеркалом

- показ профиля данного звука

- показ положения языка кистью руки

- артикуляционная гимнастика

- упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.

- физминутка 1-2 раза

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л]

1 – 3ч.

Правильное произнесение изолированного звука [л]

1 способ постановки звука:

- вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

2 способ:

- постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или  [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы»

3способ:

- механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки»

- физминутка  2 – 3 раза

Правильность  воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4. «Коррекция звука [л]»

Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л]

    1-3 ч.

Точность воспроизведения изолированного звука

Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания.

Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой  «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д.

Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.)

Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»( в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..)

- физминутка 2-3раза

Точность, плавность, чистота произнесения звука

Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась.

5.  «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука [л] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик»

- упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия

1 ч.

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов.

Повторение за логопедом  трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

- упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

- физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

1 – 3 ч.

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие  психических процессов, различение звука [л] в предложениях

- к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов

- составить предложения в которых будет много звуков [л]

-  Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

- игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л])

- произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

-  игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

- упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

- физминутка 2-3 раза

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

8. «Автоматизация и дифференциация  звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [л] в речи

2 – 4 ч.

Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи

- составление рассказа по серии сюжетных картинок

- инсценировка сказок

- придумывание рассказа по началу

- упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

- отгадывание загадок

- рассказывание стихотворений

- физминутка  2-3 раза

На сколько активно  ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л]

Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем

Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.

Форма представления результата коррекционной работы:

Результаты коррекционной работы вносим в итоговый протокол и делаем качественный анализ коррекционной работы (в процентах), по усвоению программного материала.

Погребнова Елена Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Ягодка»,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.