Инновационные формы работы с родителями: Родительский клуб «Школа логопеда»

Родительский клуб «Школа логопеда»
как форма взаимодействия детского сада и семьи

«Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе» (Л. С. Выготский)

Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

К факторам риска речевых нарушений относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, мозговой недостаточностью, неблагоприятной экологией, а также сложными климатическими условиями Европейского Севера. К факторам риска на Севере, в том числе и Архангельской области, следует отнести холодовой фактор, перепады барометрического давления и напряженный ветровой режим, высокий уровень влажности и малое содержание кислорода в воздухе. Неблагоприятные внешние воздействия сказываются прежде всего на здоровье детей, как наиболее чувствительной группы населения.

За период с 1994 по 1998 год число детей с ограниченными возможностями здоровья (куда входят и дети с речевыми нарушениями) возросло с 0,19% до 0,38%. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы дети с нарушениями речи по численности занимают третье место (около20%) после детей с образовательными затруднениями и нарушением интеллекта.

И несмотря на то, что охват детей в возрасте от 0 до 6 лет дошкольными учреждениями в 1997-2001 год вырос в Архангельской области с 71% до 75% проблема организации коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста остается актуальной и недостаточно разработанной. Исключение не составляет и наш детский сад.

Если в 2007 году количество детей, нуждающихся в логопедической помощи составляет 63 человека, то в 2009 уже 83. Все данные говорят о том, что детей с речевыми проблемами меньше не становится. Речевые диагнозы тоже усложняются, в основном это ФФНР и ОНР -2 и 3 уровня, отягощенные медицинскими диагнозами.

СП “Детский сад ”Ладушки” п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области относится к числу детских учреждений комбинированного вида. Наш семи-групповой детский сад имеет одну логопедическую группу и логопункт, который оказывает логопедическую помощь достаточно большому количеству воспитанников.

Несмотря на это остается большая часть детей нуждающихся в речевой коррекции. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации мы увидели в грамотной и организационной работе по профилактике речевых нарушений.

В связи с этим повышается значимость поиска новых форм оказания логопедической помощи детям и их родителям.

Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегодняшний момент мы считаем одной из актуальных. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье.

Вопрос повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения.

Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем определенный уровень знаний о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений.

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.

Коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она только родителям, чьи воспитанники посещают речевую группу и логопункт. Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие. На базе детского сада был проведен мониторинг с целью выявления наиболее удобной формы объединения родителей.

Учитывая результаты, мы выбрали инновационную форму вовлечения родителей в образовательный процесс. В 2007 году на базе детского сада начал свою работу родительский клуб “Школа логопеда”. Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи.

Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.

Клуб является дополнительным компонентом воспитательно – образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения.

Разработана программа работы клуба на 3 года, которая входит в один из проектов программы развития дошкольного учреждения на 2011-2013год «Особый ребенок» и предполагает более раннее вовлечение родителей и детей в логопедическую работу.

Клуб посещают родители, желающие повысить свой уровень в вопросах воспитания и образования детей.

Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов.

Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем.

Заседания проводятся 3 раза в год в вечернее время.

Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Некоторые заседания имеют определенную направленность на конкретный возраст.

Наиболее актуальные темы заседаний — “Ортодонтия и логопедия”, “Профилактика нарушений у детей раннего возраста” вызвали большой интерес и активность родителей.

Состав семей наших воспитанников довольно разнородный: в их числе полные и неполные семьи. Более чем половина семей имеет по одному ребенку. Родители детей – люди самых разных возрастов. Уровень образования родителей тоже неодинаков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Каждое заседание включает в себя теоретическую и практическую часть, и главное – выступления узких специалистов, в которых заинтересована семья и консультации с ними (логопеда, работающего с детьми раннего возраста, учителя начальных классов, детского стоматолога).

Нами используются разные эффективные формы работы, такие как “Круглый стол”, тематические беседы, консультации, тренинги, диалоги, семинары, лекции, показ открытых мероприятий с детьми, выполнение домашних заданий с применением анкетирования, тестирования, анализа детских высказываний, решения кроссворда, опроса, оценочных листов, вопросников.

Применяем такие наглядные формы работы, которые дадут родителям полное представление о данной теме: папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей, выставки книг, пособий, настольных игр, развивающих компьютерных игр, фотовыставки.

Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: логопеда, педагога-психолога, медсестры, ст. воспитателя, руководителя физического развития, музыкального руководителя, воспитателей групп.

В целях повышения заинтересованности родителей приглашаем на заседания разных специалистов.

Правильное дыхание – важный момент в нашей работе. Эта тема перекликается с работой клуба по физическому развитию «Здоровячок», руководителем которой является воспитатель нашего детского сада. Она показала мастер-класс по освоению приемов правильного дыхания. Интерес к данной теме был вызван тем, что у детей с речевыми нарушениями преобладает ротовое дыхание.

Преемственность детского сада и школы прослеживается и на наших заседаниях. Учитель начальных классов познакомила родителей с требованиями, предъявляемыми школой к будущему первокласснику, в частности к правильной речи ребенка, навыкам работы в тетради.

Интересным, увлекательным и познавательным было выступление детского стоматолога, которая показала тесную связь логопедии и ортодонтии, рассказала о строении зубочелюстного аппарата и причинах возникновения речевых нарушений с медицинской точки зрения. Познакомила с результатами стоматологического обследования детей логопедической группы.

В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с тенденцией роста числа речевых нарушений у таких детей.

Раннее начало коррекционной работы позволяет скомпенсировать имеющиеся отклонения в развитии и повысить потенциал ребенка в будущем. Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в настоящее время и разработать систему работы по развитию общих речевых навыков маленьких детей вместе с родителями. По этой актуальной теме на заседаниях нашего клуба делилась опытом работы руководитель“Маминой школы” для детей раннего возраста.

Родители воспитанников младшего дошкольного возраста сами изъявляют желание встретиться с логопедом и готовы выполнять рекомендации специалистов, все это помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.

В перспективе надеемся на встречу с невропатологом, массажистом, педиатром.

Радует такой факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. Если в 2007 году посещаемость составляла 10-11 человек, то в 2008-2009 – 18-26 человек.

По результатам опроса родителей (беседы, анкетирование) отмечаем, что родители удовлетворены работой клуба, они нуждаются в оказании профессиональной консультативной помощи и доверяют педагогу. Они идут на контакт и выполняют рекомендации, потому что убеждаются в эффективности нашей работы, 85% родителей выразили желание участвовать в работе клуба и в следующем году.

В 2010- 2011 учебном году «Школа логопеда» начала свою работу на базе 2 младшей группы нашего детского сада, как экспериментальная форма работы. В течение учебного года учитель-логопед проводила консультации для родителей данной группы.

Также был разработан понедельный комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков, который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год (Приложение).

Продолжилась работа «Школы логопеда» в 2011-2012 учебном году на базе этой же, но уже средней группы. Было предложено оказание практической помощи детям и их родителям по формированию правильного дыхания и проведению артикуляционной гимнастики один раз в неделю в течение всего учебного года и в результате оказалось, что это одна из самых эффективных и востребованных родителями форма работы. Немаловажно, что воспитатели данной группы заинтересованы в успехах своих воспитанников и поддерживают тесный контакт с родителями.

Родительский клуб «Школа логопеда» — это новая форма взаимодействия совместного с семьей воспитания детей в условиях детского сада. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач.

Список использованной литературы:

1. Толстов В.Г., Сидоров П.И., Нагаев В.В. Психическое здоровье детского населения Европейского севера России — Архангельск 2004.
2. Н. В. Рыжова; Развитие речи в детском саду – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008
3. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет / Т. А. Кривцова // Логопед. — 2007. — № 6. — С. 36-55

Приложение:

1. Домашнее задание для родителей  по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет.

2. Родители – активные участники «Школы логопеда»:

Инновационные формы работы логопеда с родителями

3. Выступление детского стоматолога  на заседаниях «Школы логопеда»:

Работа логопеда с родителями

Назарова Елена Владимировна,
учитель-логопед
СП «Детский сад «Ладушки» МБОУ «ОСОШ №1»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.