Интеграция детей раннего возраста с задержкой речевого развития в образовательное пространство ДОУ

За рубежом, в странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников. Во многих европейских государствах (Бельгии, Великобритании, Италии, Германии и др.) психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских, и религиозно-благотворительных организаций.

Демократические преобразования в нашем обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Следует разобрать, что же означает понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей.

В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками . Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования . В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец .

Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

В коррекционной педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен.

В работе Н.М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными».

В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида.

Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» .

В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения.

В настоящее время отмечается негативная тенденция к росту количества детей с отклонениями в развитии и, в частности, с речевыми нарушениями.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут охватывать все компоненты языковой системы или проявляться в минимальной степени, например, в недостатках усвоения звукопроизношения или фонетико-фонематической стороны речи. Следует отметить, что в настоящее время пристальное внимание уделяется раннему возрасту детей с задержкой речевого развития. Ведь именно эти дети попадают в «группу риска» по речевой патологии.

В современной научной литературе широко обсуждается возможность обучения и воспитания детей с нарушениями речи в детских садах общеразвивающего вида. Создаются группы ранней помощи таким детям, в том числе и интегрированные.

Модель интегрированного воспитания и обучения реализуется и в нашем ДОУ. По проблеме интеграции в ДОУ изучались и широко обсуждались различные материалы, а в связи с выходом приказа РУО № 388 от 09.10.2002 г. «О перепрофилировании групп в ДОУ» в нашем ДОУ были созданы и открыты 2 интегрированные группы , одна из которых группа ранней помощи детям с задержкой речевого развития в возрасте от 2-х до 3-х лет, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развитые дети (две трети) и дети с задержкой речевого развития.

Перед нами встал целый ряд специфических задач:

- осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с речевыми отклонениями в среду нормально развивающихся сверстников путём создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ;

- проведение коррекционно-педагогической, психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии;

- оказание необходимой коррекционной педагогической поддержки воспитанникам, имеющим выраженные первичных отклонений в речевом развитии;

- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

В работе с детьми раннего возраста используются парциальная программа Л.Н. Пискуновой, Е.Г. Сидоренко «Говоруши» и система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т.А. Датешидзе.

Успешное внедрение в практику интегрированного воспитания и обучения может осуществляться лишь в условиях определённой организации коррекционной работы в ДОУ.

В нашем учреждении существенной стороной этой организации является взаимодействие педагогических, узких специалистов и родителей в процессе коррекционно-образовательной деятельности, изменение родительских установок, повышение профессиональной компетентности педагогов, организация предметно-развивающей среды, стимулирующей полноценное развитие ребёнка. Специалисты, работающие в каждой из этих направлений, ставят перед собой одну цель – обеспечить каждому ребёнку, имеющему проблемы в речевом развитии, уже с раннего возраста необходимые условия для его дальнейшего развития, расширить границы речевого общения ребенка.

Коррекционная деятельность для детей осуществляется в специально оборудованном кабинете учителя-логопеда. Все функциональные помещения и группа оборудованы в соответствии с принципом построения развивающей среды, учитывая методические рекомендации реализуемых коррекционных программ.

В основе работы интегрированной группы лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- принцип комплексности, предполагающий психолого- педагогическое воздействие не только на речевое нарушение, но и на сопутствующие отклонения (эмоционально-личностные, неврологические, психические).

- этиопатогенестический принцип-учет этиологии механизмов речевого нарушения.

- общедидактический принцип- наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип самоценности детского возраста, в рамках которого детство рассматривается не как подготовк к будующей жизни, а как ярка, самобытная, неповторимая жизнь.

- принцип единства воспитания и обучения.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы интегрированной группы ранней помощи являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками, а также индивидуальные занятия учителя-логопеда для детей с отклонениями в речевом развитии. Учитывая адаптационный период малышей, занятия могут варьироваться. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Дополнительно включаются разделы по работе над:

- общей и мелкой моторикой;
- сенсорному воспитанию;
- ознакомление с окружающим и развитие речи (логопедическое)
- обучению игровых навыков;
- логоритмикой

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение даёт хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

Все специалисты, осуществляющие педагогический процесс, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит педагогические совещания, консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный маршрут группы и т.д.

С целью повышения педагогической компетенции родителей в группе ранней помощи функционирует «Школа колобка», где каждый родитель имеет возможность получить консультацию учителя-логопеда.

Результаты работы воспитателей и узких специалистов в группе ранней помощи за год отображаются в мониторинге уровня речевого развития детей.

Хотелось бы отметить, что работа, по коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста, проводимая в нашем детском саду заметно снизила риск более поздних речевых нарушений. А опыт работы интегрированной группы помог детям с нарушениями речи почувствовать себя равными своим сверстникам и заметно улучшить свои результаты.

Подведем итоги. Интегрированное обучение – естественный этап развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В разных странах существуют различные подходы к интеграции в образовании и практикуются свои формы этого вида обучения.

И российский, и зарубежный опыт свидетельствует о том, что интеграцию необходимо начинать уже с раннего и дошкольного возраста. Именно в этом направлении меняется отношение государства и общества к проблемам воспитания и обучения, развития и социализации детей-дошкольников.

Сами дошкольные образовательные учреждения, в том числе и наше, становятся более открытыми, приобретают новые функции, используют новые формы работы, в частности активизируют сотрудничество с семьей, они ищут новые возможности интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

По прогнозам ученых в ближайшее время в России будут параллельно развиваться интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание. Именно это позволит максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его модернизации.

Боровая Елена Владимировна,
учитель-логопед

Литература
1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. Говоруши.  Программа и методическое руководство по комплексной коррекционно-развивающей работе в первой младшей группе. Тольятти Фонд «развитие через образование» 2008 г.-с.-7.
2. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – с. 77-81.
3. Бейлинсон Л.С. Коммуникативная толерантность логопедической рекомендации. журнал «Логопед»-2004.- №4. с.-26-33.
4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. С-Пб 2004. с.-3-4.
5. Копылова Л.В., Перетягина А.Г., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь, 2007. с.- 16-25.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.