Интеграция детей раннего возраста с задержкой речевого развития в образовательное пространство ДОУ

За рубежом, в странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников. Во многих европейских государствах (Бельгии, Великобритании, Италии, Германии и др.) психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских, и религиозно-благотворительных организаций.

Демократические преобразования в нашем обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Следует разобрать, что же означает понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей.

В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками . Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования . В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец .

Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

В коррекционной педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен.

В работе Н.М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными».

В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида.

Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» .

В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения.

В настоящее время отмечается негативная тенденция к росту количества детей с отклонениями в развитии и, в частности, с речевыми нарушениями.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста могут охватывать все компоненты языковой системы или проявляться в минимальной степени, например, в недостатках усвоения звукопроизношения или фонетико-фонематической стороны речи. Следует отметить, что в настоящее время пристальное внимание уделяется раннему возрасту детей с задержкой речевого развития. Ведь именно эти дети попадают в «группу риска» по речевой патологии.

В современной научной литературе широко обсуждается возможность обучения и воспитания детей с нарушениями речи в детских садах общеразвивающего вида. Создаются группы ранней помощи таким детям, в том числе и интегрированные.

Модель интегрированного воспитания и обучения реализуется и в нашем ДОУ. По проблеме интеграции в ДОУ изучались и широко обсуждались различные материалы, а в связи с выходом приказа РУО № 388 от 09.10.2002 г. «О перепрофилировании групп в ДОУ» в нашем ДОУ были созданы и открыты 2 интегрированные группы , одна из которых группа ранней помощи детям с задержкой речевого развития в возрасте от 2-х до 3-х лет, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развитые дети (две трети) и дети с задержкой речевого развития.

Перед нами встал целый ряд специфических задач:

- осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с речевыми отклонениями в среду нормально развивающихся сверстников путём создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ;

- проведение коррекционно-педагогической, психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии;

- оказание необходимой коррекционной педагогической поддержки воспитанникам, имеющим выраженные первичных отклонений в речевом развитии;

- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

В работе с детьми раннего возраста используются парциальная программа Л.Н. Пискуновой, Е.Г. Сидоренко «Говоруши» и система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т.А. Датешидзе.

Успешное внедрение в практику интегрированного воспитания и обучения может осуществляться лишь в условиях определённой организации коррекционной работы в ДОУ.

В нашем учреждении существенной стороной этой организации является взаимодействие педагогических, узких специалистов и родителей в процессе коррекционно-образовательной деятельности, изменение родительских установок, повышение профессиональной компетентности педагогов, организация предметно-развивающей среды, стимулирующей полноценное развитие ребёнка. Специалисты, работающие в каждой из этих направлений, ставят перед собой одну цель – обеспечить каждому ребёнку, имеющему проблемы в речевом развитии, уже с раннего возраста необходимые условия для его дальнейшего развития, расширить границы речевого общения ребенка.

Коррекционная деятельность для детей осуществляется в специально оборудованном кабинете учителя-логопеда. Все функциональные помещения и группа оборудованы в соответствии с принципом построения развивающей среды, учитывая методические рекомендации реализуемых коррекционных программ.

В основе работы интегрированной группы лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- принцип комплексности, предполагающий психолого- педагогическое воздействие не только на речевое нарушение, но и на сопутствующие отклонения (эмоционально-личностные, неврологические, психические).

- этиопатогенестический принцип-учет этиологии механизмов речевого нарушения.

- общедидактический принцип- наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип самоценности детского возраста, в рамках которого детство рассматривается не как подготовк к будующей жизни, а как ярка, самобытная, неповторимая жизнь.

- принцип единства воспитания и обучения.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы интегрированной группы ранней помощи являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками, а также индивидуальные занятия учителя-логопеда для детей с отклонениями в речевом развитии. Учитывая адаптационный период малышей, занятия могут варьироваться. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Дополнительно включаются разделы по работе над:

- общей и мелкой моторикой;
- сенсорному воспитанию;
- ознакомление с окружающим и развитие речи (логопедическое)
- обучению игровых навыков;
- логоритмикой

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение даёт хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

Все специалисты, осуществляющие педагогический процесс, работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, проводит педагогические совещания, консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный маршрут группы и т.д.

С целью повышения педагогической компетенции родителей в группе ранней помощи функционирует «Школа колобка», где каждый родитель имеет возможность получить консультацию учителя-логопеда.

Результаты работы воспитателей и узких специалистов в группе ранней помощи за год отображаются в мониторинге уровня речевого развития детей.

Хотелось бы отметить, что работа, по коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста, проводимая в нашем детском саду заметно снизила риск более поздних речевых нарушений. А опыт работы интегрированной группы помог детям с нарушениями речи почувствовать себя равными своим сверстникам и заметно улучшить свои результаты.

Подведем итоги. Интегрированное обучение – естественный этап развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В разных странах существуют различные подходы к интеграции в образовании и практикуются свои формы этого вида обучения.

И российский, и зарубежный опыт свидетельствует о том, что интеграцию необходимо начинать уже с раннего и дошкольного возраста. Именно в этом направлении меняется отношение государства и общества к проблемам воспитания и обучения, развития и социализации детей-дошкольников.

Сами дошкольные образовательные учреждения, в том числе и наше, становятся более открытыми, приобретают новые функции, используют новые формы работы, в частности активизируют сотрудничество с семьей, они ищут новые возможности интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

По прогнозам ученых в ближайшее время в России будут параллельно развиваться интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание. Именно это позволит максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его модернизации.

Боровая Елена Владимировна,
учитель-логопед

Литература
1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. Говоруши.  Программа и методическое руководство по комплексной коррекционно-развивающей работе в первой младшей группе. Тольятти Фонд «развитие через образование» 2008 г.-с.-7.
2. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – с. 77-81.
3. Бейлинсон Л.С. Коммуникативная толерантность логопедической рекомендации. журнал «Логопед»-2004.- №4. с.-26-33.
4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. С-Пб 2004. с.-3-4.
5. Копылова Л.В., Перетягина А.Г., Подкидышева Т.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь, 2007. с.- 16-25.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Конспект логопедического занятия для старшей группы: Домашние птицы и их детеныши Конспект логопедического занятия для старшей группы: Домашние птицы и их детеныши
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Сборник «Речевая карусель» Сборник «Речевая карусель»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.