Использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Известно, что количество детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А.Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)

Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной , С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов. В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления задержки речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен.

В нашем детском саду действует группа ранней помощи детям с задержкой речевого развития. В группе находятся дети в возрасте от 2 до 3 лет. Работа ведется по программе Пискуновой Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши».

Цель коррекционной работы: развитие основных речевых компонентов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития с помощью устного народного творчества.

Задачи коррекционной работы:

- расширение речевых возможностей детей младшего возраста с задержкой речевого развития;
- оптимизация работы с родителями детей младшего дошкольного возраста по закреплению изученного речевого материала;
- формирование позитивного отношения детей к устному народному творчеству;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

Всю предварительную работу можно разделить на несколько этапов:

1) анализ истории речевого развития ребенка в семье;
2) уточнение речевых возможностей детей;
3) изучение литературных источников по вопросу использования устного народного творчества в речевом развитии детей с задержкой речевого развития.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

• Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и частоговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
• Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе народный фольклор я рекомендую использовать воспитателям и специалистам в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

Работа реализуется по трем направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
3. Взаимосвязь воспитателей и специалистов.

Совместная деятельность с детьми включает в себя:

- еженедельная непосредственная образовательная деятельность с детьми логопеда по утвержденному плану;
- включение устного народного творчества в образовательную деятельность педагогов и музыкального руководителя;
- включение устного народного творчества в режимные процессы;
- проведение речевого развлечения для детей «Праздник болтунишек».

Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Так как наиболее активной формой обучающего воздействия на детей раннего возраста является игра, то устное народное творчество как нельзя лучше реализует все поставленные задачи.

Кроме того, основополагающим принципом успешного речевого воздействия является принцип концентрического распределения материала, где каждый концентр содержит постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка. При этом основное внимание уделяется «внедрению» языковых единиц и форм (предикативной лексики, предикативной основе простого предложения, синтаксически ориентированной морфологии и средствам, организующим связный текст), которые позволяют детям выражать связи между явлениями действительности, отношения к ним и тем самым использовать язык в разных формах деятельности. Кроме того лексический материал потешек, поговорок, шуток и прибауток подбирается по тематическому принципу, который позволяет актуализировать одинаковые речевые средства в процессе различных видов деятельности.

Важное значение в работе имеет взаимодействие с родителями. Работа с родителями по развитию речи детей с задержкой речевого развития с помощью устного народного творчества включает в себя следующие мероприятия:

- заочные и очные консультации.
- участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки» с потешками, шутками, прибаутками .
- тематические родительские собрания.
- анкетирование родителей «Помогает ли вам устное народное творчество общаться с детьми?».
- выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки для малышек- говоришек».

Результат коррекционной работы с использованием народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития:

- повышение уровня речевого развития детей 2-3 лет.
- повышение интереса детей к устному народному творчеству
- установление прочных взаимосвязей с родителями детей.
- приобщение детей и родителей к народным истокам.

Литература:

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
4. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
5. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников / авт. — сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2001. 216 с.
8. Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001. 346 с.
10. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.

Боровая Елена Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ СПДС «Чебурашка»
с. Выселки Ставропольского района Самарской обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.