Использование эффективных логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков в слогах и словах.
Интересные игры для нескучных занятий.
Эти игры разрабатывались, составлялись, апробировались автором на протяжении времени, поэтому могу сказать с уверенностью, что они «работают» и вызывают большой интерес у детей.
«Слог-картинка»
Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать зрительное внимание, расширять словарный запас.
Ход: показывать одинаковые картинки и называть определенный слог (собаки – ОЛ, поросята – АЛ, птицы – УЛ, зайцы – ИЛ). Таким образом, автоматизируются все виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных. Картинки могут быть как цветными, так и силуэтными, штампованными.
«Рифмовочки»
Цель: автоматизировать слоги и рифмуемые слова с заданным звуком.
Ход игры: логопед проговаривает рифмовку по картинкам, а ребенок повторяет за ним. Например:
Очка – очка – очка – дочка, кочка, ночка.
Учка – учка – учка – Жучка, тучка, ручка.
Ичка – ичка – ичка – яичко, птичка, рукавичка
Эчка – эчка – эчка – колечко, печка, речка.
«Гора»
Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.
Важно!!! Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.
Ход игры: поднимаемся и спускаемся по горе, называя слова столько раз, сколько камешков под картинкой.
«Что под листочком?»
Цель: автоматизация звука в словах, закреплять цвета, ориентироваться на листе.
Важно!!! Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.
Ход игры: перед ребенком листочки разного цвета, нужно поднять листок и назвать картинку. Листочки можно поднимать произвольно, по цвету, по ориентировке на листе (верхняя строчка, нижняя, перед желтым листиком, после зеленого и т. д.).
«Ходилка»
Цель: автоматизация звука в словах, ориентировка в пространстве, расширение словаря («живое – неживое») .
Важно!!! Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.
Ход игры: картинки раскладываются в форме змейки, у игроков фишки (мелкие игрушки) и кубик от 1 до 3 точек. Считалкой выбирается тот, кто будет первым бросать кубик и ходить. По количеству точек на кубике передвигается фишка и называются картинки. кто первым перейдет последнюю картинку, тот победил.
«Подуем?!»
Цель: автоматизация звука в словах, развивать силу дыхания, зрительную память память.
Ход игры: перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся, и можно было увидеть и назвать картинки. Потом сугроб закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.
«Сухой бассейн»
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.
Ход игры: в небольшой емкости с сухим горохом находятся мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов) на заданный звук. Ребенок на ощупь находит игрушку, достает ее и называет.
Вариант I: ребенок ощупывает игрушку, называет, а потом достает.
Вариант II: поверх емкости надевается матерчатая «крышка» с одним отверстием; ребенок опускает туда одну руку и без зрительного контроля называет игрушку, а потом достает.
«Рыбачок»
Цель: автоматизация звука в словах, развитие координации движений.
Ход игры: ребенок «ловит рыбку (со скрепкой)» на удочку с магнитом. Кто поймает больше, тот победил.
«Лабиринт»
Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного внимания, ориентировки на листе.
Ход игры: на листе картона нарисован лабиринт, ведущий от картинки с изображением героя к другим картинкам, куда должен прийти герой. Прослеживать путь можно с помощью указки или только зрительно. В зависимости от возможностей детей, лабиринт может быть разноцветным или одноцветным.
Маховик Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ специальный коррекционный Детский дом
г. Клинцы Брянской обл.