Конспект логопедического занятия на тему:
«Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию»
в подготовительной школе группе для детей с ОНР
Цели:
1. Закрепить представления о правилах смысловой связи предложений в рассказе.
2. Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему.
3. Закрепить умение детей пользоваться простыми предлогами в предложении.
4. Развитие словарного запаса по лексическим темам «Весна», «Насекомые».
5. Развивать зрительную и вербальную линейную память.
Оборудование: Картинно-графический план; предметные картинки; схемы предлогов — «солнечные зайчики»; раздаточный материал: предметные картинки, схема,обозначающее слово-действие; персонажи театра марионеток (муравей, пчела).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Минута релаксации.
Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох по три раза)
Основная часть.
1. Упражнения фонетической ритмики.
Логопед:
Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… (Весна)
Тает снег: ыыы (логопед) ЫЫЫ (дети)
Бегут ручьи: ууу (логопед) УУУ (дети)
С юга птицы прилетели иии (логопед) ИИИ (дети)
Мать-и-мачехи цветок качает желтой головой: ооо (логопед) ООО (дети)
Его гладит лучик солнца золотой ааа (логопед) ААА (дети)
Звучит запись «Звуки весны».
2. Работа над схемой предложения с использованием предлогов.
Логопед: Ребята, посмотрите, здесь солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. Давайте соберем их.
Дети берут «солнечных зайчиков» и видят, что на них нарисованы схемы предлогов.
Логопед: Ой, да это необычные «солнечные зайчики», на каждом из них нарисовано какое-то маленькое словечко. (Дети называют их)
Ребята, давайте придумаем предложения, используя маленькие словечки.
Дети садятся за столы. На столах схематические изображения предметов и схема, обозначающее слово-действие. (Дети составляют предложения).
Логопед: О ком говорилось во всех этих предложениях? (Каждый ребенок называет) Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муравья, божью коровку, кузнечика? (Насекомые).
Послушаем об одном из них историю.
3. Знакомство с текстом цепной структуры.
Ветер сорвал с дерева листок. А на листке том сидел муравей. Муравей с листком покружился в воздухе и упал в пруд. В пруду жила огромная жаба. Жаба захотела съесть муравьишку. Муравей громко закричал. На крик прилетела пчела. Пчела отнесла муравья в муравейник.
Инсценировка текста с помощью театра марионеток.
4. Беседа по тексту.
Логопед: Вам понравился рассказ? (Да) О ком он? (О муравье) Где висел листок? (На дереве) Что с ним случилось? (Сорвал ветер) Кто сидел на листке? (муравей) Куда упал листок? (В пруд) Кто жил в пруду? (Жаба) Что она хотела сделать с муравьишкой? (Хотела съесть) Как муравьишка закричал? (Громко) Кто спас муравья? (Пчела) Как она его спасла? (Отнесла в муравейник)
5. Словарно-сенсорная работа.
Детям предлагается выбрать из банка представленных картинок нужные, те, которые относятся к данному тексту. На столе у логопеда набор предметных картинок.
Логопед: Ребята, помогите мне найти картинки, которые подходят к нашему рассказу. Каждый выберет одну картинку.
После выбора нужных картинок проводится словарная работа. Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре (сорвал, муравей, пруд, пчела, муравейник). Уточняется семантика слов: сорвал – оторвал, сдернул, что еще можно сорвать; муравейник – жилище муравья.
Дети садятся на места.
6. Знакомство детей с предметно-графическим планом.
Логопед: Ребята, посмотрите, здесь записан наш рассказ. Но записан он не словами, а картинками. Это первое слово, какое? (ветер). Далее стрелка – это слово-действие (сорвал). Потом еще одно слово (листок). Все вместе они составляют предложение. Ветер сорвал с дерева листок. Это первое предложение нашего рассказа.
Но в нашем рассказе много предложений, давайте назовем их.
Далее «прочитывается» каждое предложение детьми с помощью логопеда.
Логопед: Ну вот, наш рассказ составлен. Сколько предложений в нашем рассказе? (Восемь)
7. Физкультминутка.
Речедвигательная гимнастика: русская народная песня «Как на нашем на дворе».
8. Моделирование «поломки».
Под музыку появляется отрицательный персонаж – жаба и нарушает предметно-графический план (часть плана закрывается).
Логопед: Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли) Каких картинок не хватает? Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)
Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети читают те предложения, в которых исчезли картинки) Дети постепенно восстанавливают текст.
Логопед: А теперь послушайте этот рассказ еще раз. Логопед прочитывает рассказ с опорой на предметно-графический план.
9. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графический план.
Логопед: А сейчас вы расскажите мне этот рассказ.
2-3 ребенка пересказывают рассказ.
Заключительная часть.
Подводится итог занятия.
Логопед: Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали, рассказали историю про муравья, жабу и пчелу. За это добрая пчелка приготовила вам сюрприз: вот эти вкусные медовые пряники. Сюрпризный момент.
Ткачук Ольга Сергеевна, учитель-логопед;
Большакова Елена Сергеевна, учитель-логопед,
МДОУ д/с № 31 компенсирующего вида, г. Орехово-Зуево