Использование метода замещения и наглядного моделирования при знакомстве с буквами детей с ОНР III уровня

В ходе подготовки дошкольников к обучению грамоте дети знакомятся с буквами. На практике я не раз убеждалась в том, что дети с ОНР III уровня нередко испытывают затруднения при запоминании графического образа буквы. В связи с этим в процессе обучения чтению целесообразно применять предметную или предметно-схематическую модель буквы.

Предметная модель буквы изготавливается самим ребенком. В вечернее время вместе с воспитателями дети мастерят буквы: лепят из пластилина, выкладывают из различных круп, выщипывают из газет и бумаги. Такой прием не только способствует лучшему запоминанию графического образа буквы, но и развивает мелкую моторику пальцев рук.

В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить множество азбук различных авторов.

Традиционно в «Азбуке в картинках» предлагается буква и рядом изображение предмета, название которого начинается с нее. В этом случае, если ребенок забыл букву, то должен вспомнить картинки из «Азбуки», затем — нужное изображение предмета и лишь потом — графическое изображение буквы.

Целесообразнее использовать предметно-схематическую модель буквы, которая в изображении объекта уже содержит образ буквы.

На своих занятиях я пользуюсь не только созданными другими авторами предметно-схематическими моделями, но и собственно разработанными. Данные модели озвучиваю при помощи небольших двустиший, в словах которых присутствуют звуки, обозначающие данную букву.

Применение моделей на занятиях по подготовке к обучению грамоте помогает дошкольникам не только преодолению различных трудностей, которые возникают у детей с ОНР III из-за особенностей их развития, но и делает интересным сам процесс обучения.

Предметно-схематические модели букв

Буква З

Заяц затейливо уши сложил,
Букву красивую изобразил.

Буква Г

Галстук у Гоши помялся немножко,
Нужен утюг, чтоб разгладить дорожки.

Буква Л

Ласты оставил кто-то на пляже,
Летнюю букву сейчас вам покажем.

Буква М

Мухомор мухомору шляпкою машет,
Красивую букву они вам покажут.

Буква Ш

Сколько шарфиков нужно нам взять,
Чтоб букву шипящую нарисовать?

Буква К

Клава конфеты в руки взяла,
Выкладывать букву она начала.

Предметно-схематические модели букв
Семушева Мария Семеновна,
учитель-логопед 1кв.кат.,
МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница»,
г.Нижневартовск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.