Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга

Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольниковКраткая аннотация: статья адресована логопедам, которые работают в реабилитационных центрах для взрослых больных с очаговыми поражениями мозга. В статье описана примерная структура группового занятия для пациентов с дизартрией. Выделены все этапы восстановительного обучения. К каждому этапу предлагаются задания, которые специалисты могут использовать в свой работе, дополнять и адаптировать под специфику группы.

Использование элементов музыкотерапии в коррекции дизартрии в условиях группового занятия для пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Сама речь при дизартрии характеризуется отсутствием плавности, нарушенным ритмом и дыханием, изменением темпа речи в сторону как замедления, так и ускорения.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых являются перенесенные инсульт, черепно-мозговые травмы, инфекции и опухоли головного мозга и др.

Коррекционные занятия по преодолению дизартрии, проводимые логопедом, включают в себя массаж, задания, направленные на нормализацию дыхания, темпа и ритма речи, обогащение интонационной стороны высказывания.

Коррекционная работа по преодолению дизартрии осуществляется логопедом на индивидуальных занятиях. Но, для закрепления полученных навыков и достижения максимальных результатов, пациентам назначаются групповые логопедические занятия, на которых можно использовать элементы музыкотерапии.

Так как, музыка – это явление физическое, она очень благоприятно действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.

Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм.

В результате прослушивания известных классических музыкальных произведений на групповых занятиях, у пациентов поднимается настроение, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

На разных этапах группового занятия используются известные классические музыкальные произведения.

Для восстановления динамической координации движений, реципрокной координации пациентам предлагается ритмическая классическая музыка. В результате прослушивания музыки и одновременного выполнения движений, пациенты встраиваются в музыкальный ритм. А групповое выполнение заданий поднимает настроение, что повышает успешность коррекционной работы.

Дыхательные упражнения хорошо проводить в сопровождении звуков природы: шума леса, дождя, пение птиц. Пациенты расслабляются, дыхание становится глубоким и естественным.

Для выполнения голосовых упражнений используется классическая музыка со спокойным ритмом и знакомой мелодией. Пациенты с большим удовольствием занимаются вокальными упражнениями. А хоровое их исполнение снимает чувство стеснения и скованности.

Примерное содержание группового занятия для пациентов с дизартрией

Цели:

1. Восстановление двигательной сферы.

2. Восстановление навыков правильного дыхания.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

4. Восстановление просодической стороны речи.

Все упражнения выполняются при музыкальном сопровождении. Музыку подбирает логопед, соблюдая определенные условия: она не должна быть тревожной, нагнетающей или слишком печальной. Мелодия должна поднимать настроение, быть приятной на слух и исполняться в среднем темпе.

Восстановление двигательной сферы. Эта работа включает в себя следующие задачи: динамическая координация движений, восстановление реципрокной координации движений рук. Примерные виды упражнений:

  • Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно прижаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
  • Одновременное рисование одной рукой квадрата, а другой треугольника. Можно делать на бумаге, для усложнения – в воздухе.

Восстановление навыков правильного дыхания. Так как основная работа по восстановлению дыхания проводится на индивидуальных занятиях и только после консультации сврачом, на групповых занятиях выполняются очень простые и короткие по времени упражнения, и которые желательно совмещать с движениями. Например:

  • На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
  • На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе пациент обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.

Мимические и артикуляционные упражнения. Основной комплекс упражнений для развития артикуляционных и мимических мышц с учетом формы и степени выраженности дизартрии рекомендует пациенту логопед на индивидуальном занятии. На групповых занятиях, специалист предлагает общие упражнения, которые будут доступны пациентам. Эти упражнения не должны вызывать затруднения при выполнении. Напряжение мышц обязательно чередуется с расслаблением.

  • «Неожиданное известие». Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.
  • «Неприятное зрелище». Крепко сожмите челюсти и нижнюю губу оттяните вниз. Брови нахмурьте. Удерживайте 3-4 сек. Расслабьте мышцы лица.
  • Несколько стандартных простых артикуляционных упражнений: «уколы» в щеки языком поочередно, губы сомкнуты; надувание щек, вытягивание губ в трубочку, растягивание в улыбку и т.д. Все упражнения выполняются при сомкнутых губах.

Восстановление просодической стороны речи. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие силы голоса, высотного диапазона и интонации. Предлагаются следующие упражнения:

  • Напевать известную песню:

Вечерний звон-н-н-н,
Вечерний звон-н-н-н,
Как много дум-м-м-м
Наводит он-н-н-н.
Бомм-бом-м-м!

  • Пропевание гласных с увеличением силы голоса: а – а– а– а-а
  • Пропевание гласных с уменьшением силы голоса: а – а– а – а
  • «Ухабы»: ууууууууууууууууууу
  • Декламировать фразы с соответствующей интонацией:

Эй! Подождите меня!
Ох! Ну и натворил ты дел!
Ай! Меня укусила пчела!
Ох, опять дождь…

На завершающем этапе занятия, пациенты слушают мелодию и описывают образы, которые у них возникают при ее прослушивании. Это является условным окончанием группового занятия и способствует расслаблению мышц артикуляционного и голосового аппарата.

Рудыко О.Н.,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда? Как знания по возрастной анатомии и физиологии влияют на профессию логопеда?
Заикаться не буду Заикаться не буду
Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией Система логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с артикуляторно-фонематической дислалией
В стране разноцветных блоков и палочек. Нетрадиционные формы работы. Применение логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера в логопедии В стране разноцветных блоков и палочек. Нетрадиционные формы работы. Применение логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера в логопедии

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.