Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Аннотация: Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно- педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.

На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся:

  • аромотерапия,
  • пескотерапия,
  • воскотерапия,
  • хромотерапия,
  • пуговичная терапия,
  • су-джок терапия.

Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания.

Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: пескотерапию, пуговичную терапию, а также использовать дидактические игры, изготовленные из бросового материала.

Эти игры я применяю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях на разных этапах: для проведения артикуляционной или пальчиковой гимнастики, для автоматизации и дифференциации звуков, для формирования связной диалогической и монологической речи, для обогащения словаря, для формирования лексико- грамматических категорий и развития фонетика- фонематических процессов.

Почему же я обратилась к бросовому материалу?

  1. Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой.
  2. Во-вторых: все предметы до боли знакомы как взрослым так и детям.
  3. В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.)
  4. И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога.

Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением.

Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей.

То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста.

От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения. В шесть- семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка.

Я познакомлю вас с дидактическими играми и пособиями, которые были изготовлены из бросового материала как совместно с детьми, так и лично мною.

«Весёлый Клёпа»

Цели: развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Весёлый Клёпа

Использую во время показа нового артикуляционного упражнения. В дальнейшем дети играют с Клёпой самостоятельно, отрабатывая артикуляцию.

«Волшебная поляна»

Цели: способствует развитию мелкой моторики, связной речи, словообразованию.

Волшебная поляна

Отрабатываются предлоги, падежные формы личных местоимений, временные представления.

«Юные шифровщики» (принцип игры «Морской бой»)

Цели: развитие логического мышления и воображения; формирование звуко-буквенного восприятия, координации и зрительной ориентации.

Юные шифровщики

Используются буквы, цифры, предметы-заменители, предметные картинки, пиктограммы. В начале обучения педагог помогает детям в пиктографировании, затем сами придумывают символы к предметам, их действиям. Зашифровать можно слово, фразу, предложение, пословицу, чистоговорку, загадку и т.д. Уровень сложности задания определяется возрастными и умственными способностями ребёнка.

«Теремок с секретом» (секрет в дополнительных балкончиках)

Цели: формирование звуко-буквенного анализа слова; формирование слогового анализа слова; обучение послоговому чтению; закрепление визуального образа букв.

Теремок с секретом

Мария Валентиновна Тайницкая,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 587 ДО №1,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.