Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)

Экология

«Не то, что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
Ф.М.Тютчев.

Одной из ключевых задач педагогической работы в детском саду является гармоническое всестороннее развитие ребенка. Сюда включается и развитие у детей основ экологической культуры и сознания, это и является приоритетным направлением нашего ДОУ «Белоснежка». Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой. « Какой педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами».

Каков человек — такова и его деятельность, таков и мир, который он создает. Нам надо брать самое лучшее у художников, музыкантов, писателей и поэтов, которые стремятся пробудить в душе лучшие чувства — доброту, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, вызывают желание защитить и помочь. Именно поэтому в экологическом воспитании и образовании вопросы воспитания через культуру и красоту должны стоять на первом месте. Для ребенка речь педагога — эталон, образец, потому что способность к критическому анализу у них еще не развита.

Чтобы научить ребенка тому запасу экологических знаний, который он должен иметь к моменту поступления в школу педагог должен сам владеть высокой культурой речи — уметь правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Следуя примеру педагога, дети постоянно овладевают умением выражать свое отношение к окружающему.

Умение ребенка воспринимать прекрасное в большей степени зависит от того, как идет процесс обучения. Наблюдая за работой педагогов, я вижу, что в нашем детском саду проводится целенаправленная работа по развитию речи с учетом экологического направления. Например, в 2013 году у 54% детей старшего дошкольного возраста имелись наибольшее количество речевых недостатков именно в экологическом образовании — отставание в словарном запасе, развитии связной речи. Не все родители старались замечать такие недостатки у своих детей — дети не могли последовательно и связно рассказать о своих наблюдениях в природе, не могли передать описание природных явлений и т.п.

В последнее время картина стала меняться в положительную сторону. И в этом нам помогли рекомендации, обучающие семинары — практикумы, тренинги, консультации с педагогами и родителями, индивидуальная работа с детьми, развлечения и экологические досуги, проводимые с детьми и родителями. А также выбор общеобразовательной программы «Абвгэдейка» для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи), в которой предлагается особая методика развития у детей основ экологической культуры, воспитание экологически грамотного человека. Наша программа учитывает особенности речевого развития современных детей и позволяет выполнить социальный заказ родителей, т.е. качественную подготовку ребенка к школе и в частности по экологическому направлению.

Сегодня актуальным является вопрос раннего оказания помощи детям-логопатам. Решение этой проблемы, мы видим, в том числе в активном взаимодействии всех участников образовательного процесса и комплексном подходе специалистов ДОУ к профилактике и коррекции речевых нарушений. Мы определили основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, нуждающимися в помощи.

В первую очередь это логопедические занятия, цель которых — активизация речевой деятельности и формирование словарного запаса с использованием основ экологической культуры. Обычно дети с речевыми нарушениями стараются замаскировать свой дефект.

Боязнь трудных звуков, страх перед непониманием и насмешками окружающих приводят к тому, что ребенок старается упростить или ограничить свою речевую практику, следствием чего является задержка в формировании коммуникативных навыков и в психо-эмоциональном развитии. Поэтому очень важно, чтобы каждое занятие с такими детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес.

Игровые занятия построены на основе знакомых детям упражнений, с использованием новой игровой мотивации и атрибутики и не требует специальной подготовки и детей, и педагогов. Объединение всех упражнений одним игровым экологическим сюжетом, позволяет повысить интерес детей к занятиям и одновременно решать задачи познавательного и развивающего характера.

Каждое игровое занятие включает упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата и мелкой моторики, то есть всех групп мышц, отвечающих за рече-двигательную деятельность. Релаксационные упражнения позволяют детям избавиться от излишней эмоциональной возбужденности. Задания преследуют определенную коррекционную цель и способствуют исправлению речевых нарушений, доставляя детям истинное удовольствие, являясь частью работы по развитию у детей экологических знаний.

Аннаева Мунира Мунировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Белоснежка»,
г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.