Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов в школах V вида

Использование песочной терапииАннотация: В данной статье раскрывается важность использования психотерапевтической техники (в данном случае рассказывается о песочной терапии) во внеклассной работе школьников школы V вида.

Школа V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Коррекция фонетической стороны речи учащихся младших классов (1-2 класс), данного типа школы, имеет большое значение для овладения речью в целом и последующему школьному обучению в условиях школы V вида.

О песочной терапии: понятие, принципы, варианты использования.

Игра — один из видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида в том числе и во внеклассной работе учителя, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Песочная терапия, по сути, игра.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок (ученик) младших классов (1-2 класс) школы V вида чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Песочная терапия может использоваться на любом этапе коррекции звукопроизношения. Совместная деятельность может проводится как в форме индивидуального занятия, так и в малой подгруппе из 2-3 человек. На подготовительном этапе могут быть включены задания с элементами конструктивной деятельности и изо — деятельности. Дети рисуют по точкам, по трафарету букву соответствующую изучаемому звуку на песке.

Можно использовать игры, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Цель таких заданий — развивать мелкую моторику, которая имеет тесную связь с развитием речи, а также разнообразить виды деятельности, что повысит интерес (мотивацию) детей к занятиям.

Такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствуем развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Песочная терапия обеспечивает доступ учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида к самому своему сокровенному «Ядру» чувств. Здесь ученик в образах представляет происходящее в его внутреннем и внешнем мире. Создавая то, о чем говорит внутренний голос, он привносит во внешнюю действительность отношения с самим собой и позволяет бессознательному быть видимым.

Ученики данного типа школы имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность.

Нет никакого правильного, или неправильного способа играть в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования, и поэтому, соответствуют внутреннему миру создателя, поэтому так широко применяются во внеклассной работе учителя.

Песочная терапия позволяет ученику 1-2 класса данного типа школы создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, обсуждать, фотографировать. Некоторые ученики, как я считаю, должны вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. Только тогда связанные с ним проблемы будут разрешены.

Песочная терапия позволяет придать травматическому опыту– видимую форму. Песочная терапия позволяет преодолеть сильные психологические защиты ученика данного типа школы, создать более безопасное пространство для самораскрытия. Во время песочной терапии нужно быть осторожным с ребенком, не торопиться, быть активным настолько, насколько он продвигается в своем «путешествии».

Игра является естественной формой самовыражения для детей, поэтому ребенку не требуется иного рассказывать о песочной терапии. Достаточно предложить поиграть, используя песок и игрушки.

Дети, обучающие в данном типе школы, более конкретны в своем строительстве, чем взрослые. Они чаще создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Важнее сам процесс игры и строительства.

Часто ребенок соединяет в своем процессе несколько стадий песочной терапии. Одновременно происходит строительство мира, переживание и реконструкции, терапия и самотерапия.

Игры с песком отражают склонность детей к циклической повторяемости изображений хаоса, борьбы и разрешения конфликта.

Так как ЭГО ребенка еще не достаточно сильно, нужна предельная осторожность при работе с учащимися 1-2х классов, большая необходимость психологически безопасного пространства. Для этого при работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

Важным условием для песочной терапии является безопасная ситуация для ученика. Это отдельный кабинет, и полное отсутствие возможности вторжения кого-либо в кабинет во время занятия. Любое вторжение кого-либо, без желания ребенка, либо шумы за дверью, становятся помехой для данной работы. Ребенок воспринимает ситуацию небезопасной, активизируются защитные механизмы и сопротивление психики, которые не позволяют ему контактировать с необходимым внутренним психическим содержанием, а соответственно корректировать его.

Во время строительства песочной картины психолог никак не вмешивается, соблюдает тишину, и внимательно следит за происходящим, стараясь поймать свои ощущения и чувства, которые рождаются при наблюдении за работой ребенка. В тишине есть возможность подстроиться к состоянию ребенка, и то, что не сможет рассказать потом ребенок – психолог может почувствовать, рассматривая песочную картину. Хорошо рефлексирующий психолог получает из подстройки достаточно много информации и понимания — куда в работе двигаться дальше. Этому моменту психоаналитики отводят большое значение.

После завершения строительства песочной картины ребенок знакомит учителя с тем, чем считает нужным. Психолог исследует картину, проясняет ее содержание. Исследуется топография песочницы, символы, реакции ребенка, реакции учителя, наличие воды, каналов, рек, холмов и ям.

Один из вариантов следующего этапа – это рассказывание сюжета учеником, или провоцирование его на придумывание сюжета. Ребенку данного типа школы, дается возможность как-то повзаимодействовать со своей песочницей по его желанию. При «провале» ребенка в психотравму, и появлении аффекта – психолог смягчает ситуацию ученика, оказывает поддержку и переводит на ресурсные содержания, чтобы добавить позитивной энергии, что в дальнейшем позволит контактировать ребенку с этим негативным переживанием и позволит справиться с ним на последующих сессиях.

В случае, когда ребенок «затоплен» психотравматическим содержанием и есть опасность, что глубокая работа может вызвать ухудшения состояния ребенка, то на этапе исследования песочной картины – можно остановиться. Ребенку и так удалось поконтактировать с внутренним содержанием психики, выстроив символическую песочную картину, а значит этот материал уже вынесен вовне, и его стрессогенность смягчается, а тревога у ребенка снижается.

В конце работы ребенок покидает кабинет, где проходило внеклассное занятие, оставляя свою песочную картину неразобранной. Психолог фотографирует картину для дальнейшего анализа и разбирает песочницу.

Важное условие: разбор песочницы ребенок не должен видеть, и приходя на занятие в следующий раз, он не должен застать в песочнице построек других детей. Поэтому учителю приходится делать разбор песочниц после каждого ученика, при этом игрушки надо успеть разложить по категориям.

Особенно трудно приходится учителю, когда ребенок отрабатывает на сессии этап хаоса. Так как при этом он сметает все игрушки с полок, из контейнеров, сваливает все в песочницу, да еще может залить водой, перемешивая это все. Времени на разбор такой песочницы уходит гораздо больше. Для облегчения работы учителя после такого занятия необходимо иметь различные приспособления как то: большое сито для отделения мелких игрушек от сухого песка, тонкую щетку, или кисточку для сметания песка с игрушек, столов и краев песочницы.

Используемый песок может быть любым из возможных (серый, желтый, белый…). Перед началом использования песок промывают, прокаливают (или покупают уже готовый в магазине). Периодически песок и ящики просушивают и кварцуют кварцевой лампой.

Песочную терапию эффективно сочетают и с другими психотерапевтическими техниками: сказкотерапия, арт-терапия , психодрама и пр.

Как альтернативу песочнице, можно использовать, при необходимости, строительство миров на коврике. Однако при многих моментах терапии песок остается незаменимым: возможность «контейнирования», закапывания, глубокого контактирования с природным материалом, придания ему необходимой вязкости. Все это во многих случаях бывает более необходимо, особенно с детьми, у которых слабое ЭГО, которые не могут работать с образами.

Итог использования элементов песочной терапии учащихся младших классов (1-2 класс) школы V вида:

  • Повышается мотивация к логопедическим занятиям;
  • Коррекционная работа проходит в естественной деятельности для дошкольника — игре;
  • Позволяет решать комплексно задачи: развитие речи, ВПФ, коммуникации, психомоторики, оптико-пространственных представлений, стабилизация эмоционального фона.

Литература и источники:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Техника песочной терапии. — СПб, Речь, 2006.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапиии СПб, Речь, 2004.

3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

4. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Песочная терапия для детей. Спб, Творческий центр, 2008.

Глуханько Кристина Евгеньевна,
студентка,
Кемеровский государственный университет (КемГУ),
г.Кемерово

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.