Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с ОНР

Аннотация: материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Как известно, характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того у них отмечается бедная диалогическая речь:

  • Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
  • Построить краткий или развёрнутый ответ.

Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов как внимание, память, а следовательно, и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей.

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление,
  • зрительную и слуховую память,
  • зрительное и слуховое внимание,
  • воображение,
  • связную речь,
  • мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса.

Игры на образование родственных слов:

“Снежная картинка” (рис.1)

  • Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная , потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.

Все слова похожи на слово Снег

Рис.1

  • Если слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Если слово длинное – снегопад.
  • Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Если слово – цветок – подснежник.
  • Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

  • Если слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Если слово, когда листья падают – листопад.
  • Если слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи.

Мнемосхемы для знакомства падежей. (Рис.2)

Мнемосхемы для знакомства падежей

Рис.2

Именительный падеж – Что это? – (?)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

3.​ Для формирования фонетической стороны речи:

Звуковые символы. (Рис.3)

Звуковые символы

Рис.3

Схема характеристики звука. (Рис.4)

Схема характеристики звука

Рис.4

Автоматизация звуков. (Рис.5)

Автоматизация звуков

Рис.5

4.​ Для развития связной речи:

Схемы предлогов. (Рис.6)

Схемы предлогов

Рис.6

Описательные рассказы по лексическим темам. (Рис.7)

Описательные рассказы по лексическим темам

Рис.7

Обучение пересказу. (Рис.8)

Обучение пересказу

Рис.8

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок. (Рис.9)

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок

Рис.9

Самостоятельное составление мнемосхем. (Рис.10)

Самостоятельное составление мнемосхем

Рис.10

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень .

Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

В перспективе – разработка программы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.

Амирова Василя Раисовна,
учитель-логопед,
МАДОУ ДСКВ «Югорка»,
г. Покачи, Тюменской обл., ХМАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.