Предлагаю вашему вниманию план работы с использованием проблемно-поисковых методов в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал может заинтересовать не только начинающих, но и опытных логопедов.
Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире. Но центральным звеном языкового развития старшего дошкольника является формирование метаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах.
Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:
- Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
- Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
- Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Данное пособие включает педагогическую технологию, которая обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического пространства и содействует развитию каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в познании, в обогащении себя через разные виды деятельности. Воспитание в данной системе обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение и познание.
Своеобразие данной педагогической технологии заключается в том, что основополагающими в работе являются проблемно-поисковые методы. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает) дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь.
Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Педагог создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения.
Схематически методику данного образовательного процесса можно выразить в следующих шагах:
- Знание или образец действия.
- Создание проблемного поля.
- Преобразовательная деятельность ребенка.
- Новый личный опыт.
В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу: с подгруппой детей или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей умение критически мыслить, предпочтение следует отдавать подгрупповым формам работы.
Мною представлен план работы по развитию лексико-грамматических форм языка с использованием проблемно – поисковых методов:
- тематика занятий,
- упражнения,
- игры,
- наблюдения,
- работа с родителями.
В основе организации занятий лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, эмоционально – выразительную), и на их основе - на решение главной задачи — развитие связной речи. Занятия построены по тематическому принципу и проводятся два раза в неделю – восемь занятий в месяц.
Тема |
Примерное занятие по теме |
Программные задачи |
Содержание |
Задание для родителей |
Сентябрь |
||||
Диагностическое |
«Мир в котором я живу» Проблемное поле: Как выразить словами то, что я вижу, слышу, понимаю? |
Выявить умения:1) Владение словарем(точность словоупотребления, использование разнообразных языковых средств разных частей речи).2) Сформированность грамматического строя речи (построение предложений разных типов).
3) Владение произносительными навыками. |
Д/и «Волшебный сундучок»- Где я это видел?- Можно ли так сказать?
- Скажи, что значит это слово? Как ты его понимаешь? |
|
Осень |
«Как мы следы осени искали?» Проблемное поле: Как узнать, что наступила осень? |
Формировать обобщенные представления и систематизировать знания детей об осени как о времени года: о явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью, умение выделять благоприятные и неблагоприятные для человека аспекты осенних явлений. | - Ребята, посмотрите вокруг. Какое время года наступило? Как вы догадались, что наступила осень?Следом за летомОсень идет,
Желтые песни Нам ветер поет, Красную стелет Под ноги листву Белой снежинкой Летит в синеву. Д/и «Какой лист? (кленовый, березовый, и т.д.). Можно предложить рассмотреть иллюстрации по теме (сюжетные, пейзажные). - Кто больше назовет примет осени. Отгадывание загадок. Д/и «Что сначала, что потом?» (периоды осени). |
Наблюдение изменений в окружающей природе.Чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь». |
Осень |
«В гостях у осени» Проблемное поле: Что такое осень?
Рассматривание по картине «Осенний день» серия «Времена года» автор О.И. Соловьева. |
Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию. Формировать умение составлять рассказ по картине, придерживаясь картинно-графического плана. |
Дни стали короче, Длинней стали ночи. Урожай собирают Когда это бывает? - Что такое осень? - Как вы представляете себе золотую осень? - Почему так называется этот период осени? 1. Рассматривание картины. - Придумайте название картины. - Какое время суток изображено на картине? Как догадались? _ Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад) 2. Составление плана рассказа. 3. Составление рассказа детьми при помощи разыгрывания сюжета картины. |
Выполнение творческой работы по теме «Осень». Собрать гербарий. |
Овощи |
«Собери урожай» Проблемное поле: Что в корзинку мы берем? |
Формировать умение узнавать и называть овощи, различать по цвету, форме, вкусу. Формировать обобщающее понятие «Овощи». Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными. | - Ребята, что у нас так ароматно пахнет? Давайте поищем!Дети рассматривают найденные овощи.- Какого цвета?
- Какой формы? - Давайте попробуем! - Где их выращивают? Рассматривание картины «Сбор урожая на огороде» - Какие инструменты необходимы для работы на огороде? - Зачем нужны грабли?, лопата?, лейка?, вилы? - Что можно приготовить из овощей? Д/и «Из чего салат?» (Салат из овощей как называется? — овощной; салат из огурцо – огуречный) Д/и «Вершки – корешки» (разложить овощи в корзины по их съедобной части). Д/и «Посчитай овощи». Д/и «Назови ласково». Рисование любимого овоща. |
Творческая работа по теме «Овощи». |
Овощи |
Проблемное поле: Откуда взялся морковный сок? |
Формировать обобщенное представление об овощах. |
- Ребята, у меня есть волшебная шляпа. Сейчас я сложу туда различные предметы (анализ предметов). Произносятся волшебные слова.- Как вы думаете, что я сейчас достану? (Варианты ответов детей)Загадываю загадку:
- Сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? Где растет? - Это овощ или фрукт? Проводится сенсорный анализ. - Ребята, как можно съесть морковку не кусая ее зубами и не жуя ее? (Выпить сок) - Как можно приготовить сок? |
Нарисовать самый вкусный овощ.Приготовить сок из любого овоща и принести для дегустации. |
Фрукты |
Проблемное поле: Как сделать яблочный сок? |
Формировать обобщенное представление о фруктах, которые выращивают в саду. Упражнять в подборе эпитетов. Расширять словарный запас. |
Методика проведения описана выше. |
Нарисовать самое вкусное яблоко.Приготовить сок и принести для дегустации. |
Лес.Грибы. |
Проблемное поле: Что в корзинку мы беоем? |
Формировать обобщенное представление о грибах, классифицировать съедобные-несъедобные грибы. | В гости к детям пришел старик-боровик, коренной лесовик и принес подарки. Дети рассматривают грибы, классифицируют их.Д/и «Что в корзинку мы берем?»Д/и «Почему грибы так называются?» |
Творческая работа «Лес». |
Осень. Жизнь животных осенью. |
Проблемное поле: Кто где живет? |
Уточнить знания о жизни животных осенью. Формировать умение устанавливать зависимость способов существования животных от условий окружающей среды. | Прослушивание пластинки «Зайка-почтальон».- Давайте сделаем домик для зайки.- Где живут зайцы зимой?
Рассматривание картинок животных. Где живут? Почему называются дикими? Как приспосабливаются к зиме? |
Нарисовать животного. Смастерить домик. |
Бережная Галина Георгиевна,
учитель-логопед,
МБДОУ МО г.Краснодар
«Центр-детский сад № 98»