В статье затрагивается тема расширения, обогащения словаря дошкольника с помощью изучения многозначных слов. Знакомство с многозначными словами в разных лексических темах не только делает данную тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми, а также вызывает интерес к родному языку.
Проблема: Дети с речевыми нарушениями в этом возрасте очень хорошо осознают свой дефект, в связи с чем становятся робкими, застенчивыми, молчаливыми; затрудняется их общение со сверстниками и взрослыми, они меньше узнают об окружающем мире. Речевое недоразвитие дошкольников отрицательно сказывается во всех видах деятельности, в поведении, в общении и на развитие личности в целом. Поэтому в своей коррекционной работе я стала использовать различные виды сказок, которые помогают раскрепостить детей, снять напряжение. Благодаря чему у них активизируется и накапливается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки, развивается просодическая сторона речи. Дети учатся выстраивать диалоги, разучивать стихи, тексты, сочинять сказки.
«Путешествие в сказочную страну»
Автор проекта: Орлова Антонина Сергеевна
Тип, вид проекта: групповой, долгосрочный, игровой.
Участники: дошкольники 5-7 лет, воспитатели и учитель-логопед.
Цель проекта:
- Определить эффективное влияние сказок на всестороннее, многогранное, последовательное развитие речи старших дошкольников и связанных с ними психических процессов.
Задачи проекта:
- Снять напряжение и скованность в поведении дошкольников.
- Развивать образное и словесно-логическое мышление, память, наблюдательность, фантазию, воображение зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать речь (пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй, связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков, дифференцировать звуки, совершенствовать слоговую структуру слов и структуру предложений, развивать дикцию).
- Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе, ответственность, гуманность, духовность и патриотизм.
Продукт проекта:
1. Организация работы кружка «Сказочка за сказочкой».
2. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказок (зачин, повторы, концовка).
3. Создание альбома «В мире сказок», где поместить детские рисунки сказок и фотографии проведённых представлений.
4. Подбор литературного материала для выразительного чтения и обыгрывания согласно возрасту детей.
5. Организация уголка в группе (маски, костюмы, атрибуты, книги сказок, картинки персонажей и другое).
6. Подготовка и показ сказок для детей младшей и средней групп (Лисичка-сестричка и волк; Зимовьё; Снегурочка; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Жихарка; Колосок; Три поросёнка; Красная шапочка; Журавль и цапля; Чудесные лапоточки; Заяц-хвастун; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка -на выбор воспитателя).
7. Проведение недели Сказки.
8. Изготовление совместно с детьми настольных театров и масок оригами для разыгрывания сказок.
9. Совместно с дошкольниками составить киносценарий по сюжету сказки.
10. Прослушивание грамзаписей сказок.
11.Совместное издание книги волшебных сказок, придуманных детьми («Учимся сочинять сказки»).
12.Проведение мероприятия «Поле чудес» (по сказкам).
Предполагаемый результат проекта:
1. У детей сформируется потребность в самостоятельности, активности, независимости, компетентности, коммуникации.
2. Речь дошкольников обогатится сравнениями, эпитетами, образными выражениями, диалогами, песнями, стихотворениями.
3. Благодаря сказкам дети приобретут хорошие человеческие качества (доброту, смелость и другие) без скучных наставлений.
4. Полученные знания, умения и навыки дошкольников усвоятся через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру.
5. Драматизация сказок будет стимулировать воображение детей, любознательность, обогащать жизнь, развивать интеллект, помогать понять самого себя, свои желания и эмоции.
6. При систематической работе речь детей значительно улучшится.
Орлова Антонина Сергеевна,
учитель-логопед
ЕАО, г.Биробиджан
ОГОБУ «Детский дом № 1″