Использование специальных упражнений в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с особыми потребностями

За последние годы в школе-интернате число детей с нарушениями в развитии неуклонно растёт. Увеличивается количество детей с пониженной успеваемостью, в том числе и с задержкой психического и речевого развития, что тянет за собой потребность в открытии классов компенсирующего обучения. По статистическим данным количество детей, поступающих в школу-интернат, имеют различные психосоматические дефекты.

Если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. В связи с этим в МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда» существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития обучающихся и воспитанников, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.

Цель школы-интерната: дать всем обучающимся, воспитанникам с особыми потребностями возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, возможности овладения школьной программы и коммуникативных навыков.

Современная школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников ссало приоритетной функцией образовательного учреждения. Поэтому использование на уроках здоровьесберегающих технологий является залогом успешности учебно-воспитательного процесса школы-интерната. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

В основе инклюзивного обучения школы-интерната лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, воспитанника и, следовательно, обучение удовлетворяет особые потребности каждого ребенка.

Задача учителя-логопеда в рамках инклюзии: построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого ребёнка с особыми потребностями, возможности овладения речевых навыков. Все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Школа-интернат, и логопедическая служба в частности, нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием.

К категории обучающихся, воспитанников с особыми потребностями в школе-интернат можно отнести:

• дети с речевыми нарушениями (дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи);
• дети с детским церебральным параличом;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с задержкой речевого развития.

Педагоги, работающие с данными детьми, в совокупности оказывают коррекционную помощь. Учителем-логопедом построена полная клиническая картина речевых расстройств обучающихся, воспитанников школы-интерната с уточнением механизмов патогенеза, структуры дефекта, взаимосвязи речевых, психических и двигательных нарушений. С речевыми нарушениями в школе-интернате насчитывается 31% от общего количества обучающихся и воспитанников.

Дети с особыми потребностями в школе-интернате отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. У данных детей обнаруживается значительное отставание и своеобразие в развитии с задержкой психического развития мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в умении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Недоразвитие речи может проявляться в нарушения звукопроизношения, трудностях звукового анализа слов и усвоения логико-грамматических конструкций, особенно характеризующих пространственные и временные категории, бедности и недостаточной дифференцированности словаря.

Следует отметить, что у всех обучающихся, воспитанников школы-интерната задержка психического и речевого развития обусловлена сочетанием следующих факторов: органического поражения центральной нервной системы и неблагоприятных микосоциальных условий жизни.

Предупреждение и преодоление трудностей в обучении и воспитании – целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Методы коррекции речи обучающихся, воспитанников с особыми потребностями

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми школы-интерната, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.

В процессе занятий на компьютерах у обучающихся, воспитанников школы-интерната улучшаются их память и внимание. Занятия обучающихся, воспитанников на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики.

В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Чем больше обучающиеся делают мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее обучающиеся всматриваются в то, над чем работают, тем больше пользы их мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях обучающихся, воспитанников на компьютерах.

Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи

Компьютерная программа «Игры для тигры» (Автор программы — учитель-логопед, кандидат наук Лизунова Л.Р.)

Компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры» используется для коррекции речи у обучающихся, воспитанников школы-интерната младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.

Данная компьютерная игровая программа по коррекции речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя: компьютерную программу «Игры для Тигры», методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для обучающихся, воспитанников школы-интерната с особыми потребностями, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение программы «Игры для Тигры» в работе с детьми с особыми потребностями делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме.

Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение».

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора-мышь, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Такое двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда ребенок с особыми потребностями использует мышь при выполнении заданий, а логопед управляет программой при помощи клавиатуры.

Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми с особыми потребностями. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе работы.

Особенности программы:

  • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
  • игровая форма обучения;
  • интерактивность;
  • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
  • дифференцированный подход к обучению, т.е. программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки.
  • объективность (программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные);
  • создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Специальные упражнения и игры

Также при работе с обучающимися, воспитанниками с особыми потребностями, используются специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки.

Коррекционное влияние игры на эмоциональную сферу ребёнка с особыми потребностями доказывает, тот факт, что в норме школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.

Для возможности создания особого эмоционального настроя ребёнка с особыми потребностями логопедические занятия начинаются с психогимнастик.

Психогимнастики выполняют коррекционно-развивающую функцию, несут мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают детей на новый вид деятельности.

1. Мимические упражнения. Реалаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторите расслабление. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи- «толстячки», превратитесь в овощи- «худышки».

2. Пантомима «В саду, лесу, огороде». Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться. Кого или что вы изображаете. Дети имитируют пребывание в огороде, саду.

3. Психогимнастика. Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев. Изобразите весёлых поросят, испуганных поросят.

4. Психогимнастика. Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите огорчение маленького цыплёнка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.

5. Психогимнастика. Какое выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убегаем, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся).

6. Психогимнастика. Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

7. Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую лису, длинноного журавля, лягушку-попрыгушку, бодливого оленёнка.

8. Мы играем на балалайке, трубе, бубне. А теперь изобразите выступления клоунов, гимнастов.

9. Мы — охотники. Увас в руках фоторужьё. Выслеживаем барса, фотографируем верблюда. Испугались зубра. Удивились, увидев павлина.

10. Психогимнастика. Изобразите сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита, заболевших зверей.

11. Психогимнастика. Изобразите утят, шагающих на пруд. Утёнок поранил ножку. Выразите эмоции страдания и боли. Утята увидели огромного пса. Покажите, как они испугались. Изобразите, как мама-утка защищала утят, а потом – как учила их плавать.

12. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, тоской и возмущением.

13. Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак? Изобразите гнома — лентяя, работающего, сердитого и грустного гнома.

14. Психогимнастика. Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

15. «Горячий картофель» — игроки садятся на пол, в круг, лицом к ведущему, который стоит в центре с небольшим мячом. Начиная игру, ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, а затем закрывает глаза. С этого момента и до его сигнала школьники с максимально возможной скоростью перебрасывают мяч друг другу так, как если бы это действительно была горячая картофелина. Тот, у кого окажется мяч, когда ведущий скажет «горячо!» и откроет глаза, выбывает из игры.

16. «Вороны и воробьи» — ведущий делит детей на две команды – «воронов» и «воробьёв». Все становятся в круг, лицом друг к другу. Ведущий произносит считалку: «Раз, два, три, улетайте…». Если он называет «воронов», то именно они спасаются бегством, чтобы занять безопасные места на стульях, расположенных у стены. Задача другой команды- догнать и осалить как можно больше «воронов». Тот, кого успели осалить, переходит в другую команду. В итоге остаются только «воробьи» или «вороны».

17. «Ласковое имя» — игроки садятся в круг. Ребёнок, выбранный ведущим, получает мяч и начинает игру. Он называет своё полное имя и передаёт мяч соседу. Остальные дети поочерёдно придумывают ласковые варианты этого имени, при этом передавая мяч друг другу. Когда мяч возвращается к первому игроку, он бросает его тому, кто назвал самое приятное, по его мнению, ласковое имя.

18. «Смотри мне в глаза» — дети стоят в кругу, опустив головы вниз и глядя на свою обувь. По сигналу учителя «Раз, два, три, в глаза мне смотри!» они поднимают головы и стараются встретиться с кем-нибудь взглядом. Те, кому это удалось, громко называют друг друга по именам.

Создание особой инклюзивной среды в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями оказывает положительное влияние не только на качество обучения, но и на формирование их как личности.

Евай Ирина Васильевна,
учитель-логопед

 

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.