Итоговое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Тема логопедического занятия: «Звуки — вот они какие!»

Цели:

- закреплять умение различать, характеризовать, правильно называть звуки;
- продолжать формировать навык звукового, слогового анализа слов;
- закреплять умение обозначать звуки символами;
- формировать уверенность при выполнении и объяснении заданий;
- закреплять правильное произношение звуков в речи.

Оборудование: предметные картинки на разные звуки, символы гласных звуков, характерные обозначения групп согласных звуков. Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков» — авторская разработка.

Предварительная работа: знакомство с дидактической игрой: «Круг гласных звуков».

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку, строятся в полукруг лицом к зрителям.

Дети:

Здравствуйте зрители,
Почтенные родители!
Мы избавились от бед,
Вот спасибо, логопед!

В детский сад я прибежала
И стишок всем рассказала,
Те, кто слушали рассказ,
Не могли понять мой сказ.

Целый год мы занимались,
Мы учились, мы старались
Можем звуки называть.
Можем правильно сказать.

Вот теперь пришла пора,
Вас порадовать, друзья.
Мы сейчас вам все расскажем,
И немножечко покажем.

Игра: «Звуковой поезд»

На наборном полотне выставлены предметные картинки:

1 ряд – на звук «л»; 2 ряд – на звук «ш»; 3 ряд – на звук «с». Открываются ряды по очереди. Из стульчиков выстроен «поезд» из трех рядов-вагонов: первый, средний, последний. Дети делятся на три команды, называясь соответственно звукам: «лалалайки», «шептуны», «свистуны». Команды участвуют по очереди. Им предлагается брать картинки, как билеты, называть их и рассаживаться в соответствующие вагоны:

Звук в начале слова — в первый вагон.
Звук в середине слова — в средний вагон.
Звук в конце слова — в последний вагон.

Проверяется правильность выполнения. Дети объясняют, почему они сели в свои вагоны. Детям предлагается придумать звук поезда, когда он поедет на свой звук.

Первый вагон: ла-ла-ла, ши-ши-ши, со-со-со.
Средний вагон: ала-ала-ала, уши-уши-уши, аса-аса-аса,
Последний вагон: ал-ал-ал, аш-аш-аш, ос-ос-ос.

В зависимости от готовности детей можно брать слова на один звук.

«Знаю звуки гласные» — игровая разминка.

Дети стоят лицом к зрителям. Логопед предлагает спеть звук, какой он покажет артикуляцией: А – О – У – И – Ы – Э. Затем звуки «показывают» дети.

- Какие звуки мы называли, чем они отличаются от других звуков. (их можно петь, голосок не встречает преград).

- Как называются остальные звуки? (Согласные) Для большего понятия можно использовать аргумент: остальные звуки согласны, что их петь нельзя.

Основное задание:

На наборном полотне предметные картинки двух -, трехсложных слов, из открытых слогов, типа: лиса, рука, кино, музыка, малина, Родина. Детям предлагается спеть слово и выделить гласные звуки. Ли-и-са-а: и-а, и т. д.

Физ. минутка: «Человек».

Это глазки – вот, вот. (показать)
Это ушки – вот, вот.
Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.

Дидактическая игра: «Круг гласных звуков», авторская разработка, дана в приложении.

а/ Дети называют гласные, которые находятся на звуковом круге.

б/ Выделить общий звук в словах, на слух: глаз, зубы, ваза, завод. Дети называют «з». Помещаем картинку-символ – комарика, как обозначение звука, в середину круга.

в/ Характеризуем звук, подбирая соответствующие символы: синий круг — согласный звук, звоночек – звук звонкий, свисток – свистящий.

г/ «Звук пошел в гости к гласным звукам». Составляем сначала прямые слоги, затем обратные: з+а=за, з+о=зо, и т. д., а+з=аз, о+з=оз и т. д. По ходу составления слогов, в зависимости от подготовки детей, называются слова на за-: забор, зо-: зонт, золото, зу-: зуб, зубр, аз-: азбука, уз-: узбек, узор.

«Сказка о звуках».

Жили-были звуки. Но они спрятались. Давайте их попробуем найти. Я буду рассказывать, а вы называть спрятавшиеся звуки. Однажды звуки решили полетать на самолете: у-у-у-, но долго они не смогли летать, потому что на них напали комарики: з-з-з-, когда самолет приземлился, звукам кто-то позвонил: з-з-з-, это оказался гусь: ш-ш-ш-, он сказал, что очень хочет попить воды: с-с-с-, но боится подойти к ручейку (можно тоже обозначить: ль-ль-ль-), потому что там сидит огромный жук: ж-ж-ж-. Звуки помогли гусю. Они тоже подошли к ручейку, и все вместе попили воды: буль-буль-буль.

Какие звуки встретились?

Гласный – «у».
Согласные шипящие звуки – «ш», «ж».
Согласные свистящие звуки – «с», «з».
Согласный мягкий звук — «ль».
Какой неречевой звук услышали звуки? «буль – буль — буль».

Давайте теперь скажем правильно звуки в чистоговорках:

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл.

Самокат, самокат.
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу.
Самокат куда хочу.

Заяц волка замещал,
И косых не замечал.

Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.

Итог занятия. Отметить и поощрить правильность ответов и активность детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Дидактическое пособие: «Круг гласных звуков»

Дидактическое пособие: Круг гласных звуков

Гласные звуки обозначаются символами – знаками, которые добавляются на круг по мере их изучения. При изучении согласных звуков в центре выставляются символы, характеризующие каждый изучаемый звук. Используя синий «согласный» круг звук «ходит» в гости к гласным звукам, составляя открытые и закрытые слоги.

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.