Как избавиться от заикания

Данный практический материал поможет родителям понять, с чего начать работу с заикающимся ребенком, если нет возможности заниматься с логопедом.

С чего начать преодоление заикания

Как избавиться от заиканияКак избавиться от заикания? С чего начать?

Преодоление заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует регулярных занятий с ребенком и терпения. Зато, если есть цель, достичь ее – большое счастье.

Релаксационная гимнастика

Умение расслабить мышцы называется релаксацией – мышечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мышцы отрабатывается путем упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение с последующим расслаблением.

Важно: во время выполнения создавать ощущение контраста между напряжением и расслаблением. Сосредотачиваться на моменте расслабления, мысленно запоминать это ощущение. Длительность ежедневных упражнений 5-7 минут 2 раза в день.

Для получения оптимального результата необходимо:

- соблюдать последовательность в расслаблении мышц рук, ног, корпуса, шеи и органов артикуляции;

- ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряжения к расслаблению;

- выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

- свободно дышать во время проведения упражнений.

Такой контроль позволит легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Релаксационные упражнения для мышц рук, ног, корпуса, шеи

«Оловянные солдатики и тряпичные куклы»

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно. Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.

«Сосулька»

Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

«Цветочек»

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”. Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.

«Штанга»

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

«Бревнышки — веревочки»

Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак как “бревнышки”. Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами собой словно “веревочки”.

«Маятник»

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

«Ралли»

Сесть прямо на кончик стула. После команды “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

«Кукла устала»

Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

«Незнайка»

Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

«Неваляшка»

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.

Дыхательная гимнастика

Важно: комплекс упражнений выполняется в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения. Заниматься обязательно в проветренной комнате. Не заниматься после еды. Одежда не должна стеснять движения. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений (по самочувствию).

Задача: освоить технику диафрагмально-реберного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, правильно соотносить вдох и выдох, распределять выдох на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой формируют правильное речевое дыхание с удлиненным выдохом, что позволит получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Упражнения для формирования правильного дыхания приведены в порядке освоения. В процессе систематических и ежедневных тренировок необходимо добиваться правильности, легкости, непринужденности их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз!

Упражнение 1.

Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Предварительно глубоко выдохнув, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая твою руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.

Выдох плавный через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох! Выполнить 3-5 таких плавных ритмических дыханий.

Выполняй это упражнение перед сном, после пробуждения (можно в постели) и еще 2-3 раза в течение дня!

Научись произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Далее это упражнение будем выполнять сидя и стоя.

Упражнение 2.

Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, при этом поднимая прямые руки вперед и разводя их вверх и в стороны (благодаря этому движению рук грудная клетка приподнимается и расширяется в своем среднем и нижнем отделе). Произойдет полный вдох.

При выдохе руки должны вернуться в исходное положение. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3-6 раз.

Упражнение 3.

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот. Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 4.

Проделать упражнение 3 с мысленным счетом, распределив длину выдоха на 10-12-15 секунд.

Упражнение 5.

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув носом, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха. Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.

После того, как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных упражнений, которые направлены на тренировку дыхания уже непосредственно в речевом процессе.

Обучение правильному речевому дыханию

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речиРечевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – управляемый процесс. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание (участие диафрагмы и межреберных мышц). Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, плечи практически неподвижны.

Контроль правильного речевого дыхания: положить ладонь на область между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха воздух идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональное расходование воздуха. Выдох удлиняется насколько необходимо звучание голоса для произнесения смыслового отрезка речи.

Развитие речевого дыхания можно начать со следующих упражнений:

1. Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета. Аналогично выполнят это упражнение на материале других согласных звуков: С, Щ, Х, Ш, Ж.

2. Постепенно выдох удлинять, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10…

3. Со временем счёт заменяют на Чистоговорки или короткие фразы.

Основной принцип в работе над речевым дыханием – постепенное увеличение количества слов и строк, произнесённых на одном выдохе, и умение пользоваться на паузах «добором» воздуха, если дыхания не будет хватать.

Холодова Наталья Анатольевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Колокольчик»,
г. Ноябрьск ЯНАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание, Развитие речи, Родителям Метки: , ,

Сейчас читают:

Родительское собрание на тему:  Артикуляционная гимнастика Родительское собрание на тему: Артикуляционная гимнастика
Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу? Речь ребенка. В каком возрасте бить тревогу?
Функциональные тренировки в коррекции заикания Функциональные тренировки в коррекции заикания
Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.