Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения

Обучение письму и чтениюСтатья «Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения» содержит полезную информацию для родителей о развитии речи детей дошкольного возраста, о благоприятных условиях для овладения школьными навыками, акцентирует внимание родителей на том, что регулярный осмотр Логопеда своевременно предотвратит школьные проблемы в обучении.

Предназначена для родителей детей дошкольного возраста, воспитателей дошкольных групп детских образовательных и лечебных учреждений.

«Как избежать трудностей при овладении навыками письма и чтения» — беседа с родителями детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины могут быть разными, но практически все являются следствием несвоевременного логопедического вмешательства.

Если речевое нарушение не исправить вовремя (в детстве), то это довольно часто вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведет к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Невмешательство или безразличие в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в общем развитии ребенка. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

Возрастные «нормы» развития речи дошкольника:

4 года:

  • Словарный запас довольно широк, но могут наблюдаться небольшие грамматические искажения (трудности согласования слов в предложно – падежных конструкциях, неточное употребление предлогов, «путаница» в приставочных глаголах). Ребенок пользуется различными формами речи: диалог, монолог, пересказ сказки, рассказ о произошедшем событии (например: «Как мы с папой ходили в зоопарк»), умеет отвечать на вопросы, хорошо запоминает и рассказывает небольшие стихи.
  • Звукопроизношение может быть не идеальным, допустимы нарушения произношения следующих звуков: Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, Р, Рь, Л, Ль. Свистящие звуки произносятся четко. Однако, в потоке речи возможны смешения («путаница») свистящих и шипящих звуков («Шаша, Шаса» – вместо Саша, «шпись» — вместо спишь), т.к. фонематические процессы, отвечающие за умение различать звуки речи на слух, еще несовершенны.

5 лет:

  • Словарный запас еще более развит. В речи практически нет грамматических ошибок. Ребенок способен слышать не только свои «ошибки», но и контролировать речь окружающих. Рассказы, пересказы, ответы на вопросы становятся более развернутыми, появляется умение рассуждать, высказывать свое мнение и предположение.
  • В звукопроизношении ребенок должен «чисто» произносить все звуки, кроме Р, Рь, Л, Ль. Смешения и «путаницы» со звуками С, З и Ш, Ж остаются в прошлом.

6 лет:

  • Наблюдается свободное владение фразовой речью, которая грамматически правильно оформлена. Имеется способность самостоятельно пересказать сказку; рассказать историю о случившемся событии с ним (с ребенком) или с другим человеком; составить рассказ по серии сюжетных картинок или по одной сюжетной картинке (что гораздо сложнее), при этом, не используя помощь взрослого. Появляется элементы фантазий, т.е. придумывание сказочных или воображаемых событий.
  • Звукопроизношение правильное. Ребенок произносит свободно и четко все звуки родного языка, не путает (не смешивает) их между собой. Произносит сложные слова, не только знакомые, но и редкие, которые услышал впервые (например: Дендрарий, астролябия, парабола).

Что необходимо для успешного освоения письмом и чтением:

  1. Правильное звукопроизношение.
  2. Различение на слух всех звуков речи 6 гласных, простых согласных ( твердых – мягких; свистящих – шипящих ), сложных согласных Ч, Щ, Ц.
  3. Отсутствие в искажении звуко – слоговой структуре слова («мотолок» вместо молоток, «вебра» вместо – верба и пр.).
  4. Овладение простыми и сложными видами анализа слов, предложения, текста (какой первый звук, какой последний звук. Сколько слогов в слове, сколько слов в предложении и пр.).
  5. Сформированность зрительно – пространственных представлений (различать предметы по геометрической форме, по величине, расположению в пространстве, сравнивать эти предметы, умение ориентироваться на листе бумаги), что необходимо для прочного усвоения образов букв.
  6. Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса.
  7. Достаточно развитая тонкая ручная моторика.
  8. Желание научить грамотно писать и читать, то есть мотивация к обучению.

Признаки речевого недоразвития ребенка – дошкольника (бедность словарного запаса, неточное понимание значения многих слов, неумение грамматически правильно соединять слова между собой, дефекты звукопроизношения (отсутствие звука, искаженное произношение звука, замена звука на другой) чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявлять гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Не жалейте своего времени и сил – проконсультируйтесь у логопеда и тогда школьные годы для Вашего ребенка навсегда останутся светлым и приятным воспоминаем!

Гараева Марианна Владимировна Гараева Марианна Владимировна,
логопед,
СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»,
город Санкт-Петербург
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Игры, способствующие развитию словаря Игры, способствующие развитию словаря
Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»
Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.